Вместо колхозов будет лес. Хозяйства в Торжокском районе убивают многомиллионными штрафами под видом защиты деревьев

23.10.2018, 13:25

Прокуратура Торжокского района подала в суд на колхозы «Победа» и «Маслово», потребовав взыскать с них 69,7 млн рублей и 6,9 млн рублей, соответственно, за вырубку деревьев на землях сельхозназначения. «Это же лес!» – восклицает заместитель межрайонного прокурора А.В. Попович. «Это земля колхоза, заросшая лесом и требующая расчистки», – утверждают представители сельхозпредприятий и напоминают слова губернатора Тверской области о необходимости вводить в оборот земли сельхозназначения. Торжокский городской суд полностью удовлетворил требования прокуратуры, что, по сути, является смертным приговором для колхозов, поставляющих мясо и молоко местным предприятиям, дающих работу сельским жителям. Тверской областной суд скоро будет рассматривать апелляцию. «Караван» разбирался в этой истории.

Ущерба нет, но есть претензия

Два дела о колхозах «Победа» и «Маслово» рассматривались в Торжокском городском суде параллельно. Они абсолютно однотипны, в решениях суда много одинаковых абзацев и страниц – расхождения лишь в цифрах. Так, колхозу «Маслово» инкриминируется уничтожение 2,5 га, а «Победе» – 18 га, отсюда и разница в размере материального ущерба.

Никто не оспаривает, что лес рос на землях сельхозназначения и колхоз имел право проводить культуртехническую мелиорацию. Однако прокуратура нашла нарушения в проекте этих работ: перед началом вырубки нужно было учесть «факторы и объекты воздействия на окружающую среду», рассмотреть варианты, как минимизировать воздействие «на окружающую природную и социальную среду».

Что интересно, представители Торжокского лесничества Тверской области заявили об отсутствии ущерба лесному фонду, так как вырубленные деревья к нему не относятся. Более того, суд признал объективность экологических экспертиз, согласно которым никакого ущерба окружающей среде принесено не было. Однако, по мнению суда, все это – внимание! – никак не опровергает ущерб окружающей природе, потому что вопросы «лесонарушения являются юридическими, а не экологическими». То есть на основании «бумажных» дефектов в проекте мелиорации, которые фактически не привели ни к каким нарушениям, суд требует взыскать с колхозов реальный ущерб за каждое вырубленное дерево в пятидесятикратном размере.

 

Вырубать лес не только могут, но и обязаны

Министерство сельского хозяйства РФ в ответ на запрос о допустимости вырубки лесов, растущих на землях сельхозназначения, сообщило следующее:

«Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 года N№ 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий».

Таким образом, колхозы не только могли, но и обязаны были расчистить земли сельхозназначения. Единственное, что могло бы их остановить, – это если бы леса являлись защитными или находились на особо охраняемой природной территории, но таких ограничений у сельхозпредприятий не было.

 

Катастрофа для сельского хозяйства

Геннадий Блинов, председатель колхоза «Победа»:

– Наш колхоз входит в число ведущих сельхозпредприятий Торжокского района. У нас 500 голов крупного рогатого скота, из них 312 дойных коров. Молоко сдаем на комбинат «Тверца», в прошлом году произведено 500 тонн молока. В колхозе трудятся более 40 местных жителей.

Земля, заросшая лесом, нужна была нам на перспективу – для засеивания зерновых и многолетних трав на корм скоту. Получается, что, если лес не вырубить, оштрафует Россельхознадзор, а если вырубить – прокуратура.

Если решение суда вступит в силу, другого выхода, как подавать на банкротство, нам не остается. Вот закроемся мы – и будет на нашем колхозе лес расти, тогда, по мнению прокуратуры, все будет в порядке.

 

Юрий Бобков, председатель колхоза «Маслово»:

– У нас 128 голов скота, из них 72 дойного. Предприятие стабильно работает, но земель для заготовления сена не хватает. Честно говоря, зачастую приходится делать это на чужих полях. Поэтому было принято решение ввести землю сельхозназначения в оборот, однако прокуратура обнаружила в этом какой-то ущерб. На нас подали в суд, в то же время рядом с нашими полями ведется вырубка 6 га леса, и ни у кого вопросов не возникает.

 

Цепная реакция

Инициировавший дело прокурор Попович понимает, что колхозы не смогут выплатить миллионы рублей, бюджет не получит ни копейки, а сельское хозяйство будет ликвидировано, десятки людей лишатся работы. Для чего все это было затеяно? Очевидно, ради отчетов о проделанной работе: прокурор Попович откопал золотую жилу, наткнулся на тему, которая станет источником грандиозных отчетов. Зачем бороться за сохранение природных ресурсов и отлавливать черных лесорубов? Бери любой колхоз и шей дело. Действительно, всего два сельхозпредприятия, а взыскано по бумагам больше 70 млн рублей, и неважно, что государство этих денег все равно никогда не получит, а наоборот, лишится налогооблагаемой базы.

Вполне вероятно, колхозы в Торжокском районе – это первые ласточки. Основываясь на этом прецеденте, прокуроры в других районах начнут добивать пытающиеся сводить концы с концами сельхозпредприятия.

Будет ли цепная реакция у этих дел, зависит от суда апелляционной инстанции. Мы будем следить за развитием событий.

Дмитрий Кочетков

134 0
Лента новостей
Прокрутить вверх