25 лет назад были обретены мощи покровителя Твери святого священномученика Фаддея. Я участвовала в событиях того времени в качестве совсем молодого журналиста и с тех пор считаю владыку Фаддея своим личным покровителем. И покровителем газеты «Караван+Я».
Участники и очевидцы
Тверской архиепископ Фаддей (Успенский), которого также причисленный к лику святых патриарх Тихон при жизни называл поистине святым человеком, был убит на территории нынешнего СИЗО N№ 1 на площади Гагарина 31 декабря 1937 года. Его утопили в яме с нечистотами. Мы много писали о подлинных чудесах, которые владыка Фаддей совершал и при жизни, и после смерти. Одним из этих чудес я считаю то, что уже 22 года в Твери выходит газета «Караван+Я». И сегодня, в тяжелые для нас дни, я сильно рассчитываю на его поддержку.
Утром митрополит Тверской и Кашинский Савва отслужил литургию в Вознесенском соборе, там, где покоятся обретенные 25 лет назад мощи великого тверского святого. А позже он обратился с приветственным словом к участникам конференции.
Научно-практическая конференция в областной библиотеке имени Горького собрала всех главных участников того судьбоносного для Твери события. Иеромонах Дамаскин (Орловский), самый главный исследователь житий новомучеников в России, искал могилу святителя Фаддея много лет, потом проводил экспертизу его мощей. Александр Буренков, в те времена ведущий тверской предприниматель, принимал в этом деятельное участие. С 1992 года основанный им издательский дом «Булат» издает тома книг о мучениках и исповедниках Русской церкви XX столетия. Наш коллега Сергей Глушков, который в те годы был старше меня и глубже погружен в события вокруг обретения мощей, сделал доклад о воспоминаниях очевидцев.
Одним из самых активных участников обретения мощей владыки Фаддея была Юлия Ефимовна Топоркова, простая верующая женщина. Позже она стала первой настоятельницей Клобукова монастыря в Кашине и скончалась под именем схиигуменьи Стефаниды. О ее участии рассказала монахиня Арсения.
Свидетели чуда
Приведу отрывок из доклада, сделанного на конференции Александром Буренковым:
– Обретение мощей священномученика Фаддея 26 октября 1993 года неразрывно связано с исследовательской работой отца Дамаскина (Орловского) по теме гонений на Русскую православную церковь. Свои исследования отец Дамаскин начал еще в конце 1970-х годов, будучи тогда еще просто молодым человеком Владимиром Орловским, выпускником литературного института.
Отец Дамаскин стал более подробно изучать всю площадь предполагаемого захоронения. Он предположил, что могут быть другие свидетели, которые знают точное место захоронения, но которых он не нашел. Батюшка предположил, что если такой человек есть, то он обязательно будет посещать могилу на значимые церковные праздники, когда православные посещают могилы. В течение трех-четырех лет в конце 1980-х годов батюшка сам стал приезжать на кладбище в такие дни. Одно место, недалеко от того, где стоял крест, которое верующие Твери почитали за могилу владыки Фаддея, немного прибиралось. Но прибиралось так, что только очень заинтересованный человек мог это заметить. Через какое-то время это место перестало посещаться и приняло такой же вид, как и все окружающее. Стало понятно, что этот человек умер в конце 1980-х годов. Но нужный ориентир для будущего исследования был определен.
Несмотря на то что место погребения владыки Фаддея было определено наверняка, отец Дамаскин понял, что предварительный этап исследования места захоронения владыки Фаддея завершен полностью. Для решения о вскрытии могилы надо ждать благословения Бога и самого священномученика Фаддея, которое должно было явиться в лице кого-нибудь из местных прихожан, которые бы проявили желание обрести мощи.
У Юлии Ефимовны Топорковой (впоследствии матушка Анна, настоятельница Клобуковского монастыря в Кашине, схиигуменья Стефанида перед смертью) появилось горячее желание обрести мощи владыки Фаддея. Юлия Ефимовна знала, что отец Дамаскин занимается мучениками. Она организовала встречу епископа Виктора с отцом Дамаскиным. Владыка Виктор выразил желание обрести мощи священномученика Фаддея и дал на это свое архиерейское благословение.
После неудач 24 и 25 октября, когда раскопщики уже приуныли, Юлия Ефимовна позвонила отцу Дамаскину в Москву, и он указал ей настоящее место. В течение часа были найдены останки человека. Руки его были связаны проволокой, нашелся и деревянный ящик и остатки крашеного пасхального яйца – все, что было известно автору в результате произведенного им исторического исследования. Не было никаких сомнений, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею, так как владыка узнаваем даже внешне по строению черепа. После панихиды останки были перевезены в отдел археологии Тверского государственного объединенного музея.
Отец Дамаскин приехал в Тверь 27 октября по просьбе Юлии Ефимовны, так как никто не знал, что делать с останками дальше. Археологи предложили обратиться к заведующему кафедрой судебной медицины Тверского государственного медицинского института доктору медицинских наук, профессору Виктору Сергеевичу Челнокову. После осмотра он сделал некоторые выводы, которые позволяли думать, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею, и предложил сделать детальное исследование в Москве у своего учителя профессора Виктора Николаевича Звягина – заведующего кафедрой судебной медицины Минздрава РФ. Исследование было завершено в марте 1994 года, на основании которого был сделан однозначный вывод, что найденные 26 октября 1993 года останки являются мощами и принадлежат священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому.
После этого в Твери начались искушения. Некоторая часть церковной общественности заподозрила отца Дамаскина в том, что он не хочет отдавать «свои мощи». Именно так курьезно и звучало. Знаю об этом не понаслышке, а потому, что меня просили воздействовать на отца Дамаскина, чтобы он отдал «свои мощи». Но батюшка развеял все сомнения, сказав, что владыка Фаддей не благословляет передачу его мощей в частном порядке, что надо организовать крестный ход, встретив владыку на въезде в город. Все сразу успокоились. Перенесение мощей состоялось 30 декабря 1994 года.
Перенесение мощей священномученика Фаддея – самое волнительное и чудесное событие моей жизни. Дело в том, что на самом деле мощи владыки Фаддея оказались у меня дома вечером 29 декабря. Для меня явилось полной неожиданностью то, что мощи владыки находятся у меня дома. На мой удивленный вопрос отец Дамаскин ответил обескураживающе просто: мол, владыка решил в последний раз побывать на месте своего захоронения, чтобы не заставлять встречающих его мерзнуть на морозе в случае какой-либо задержки в дороге. Дело в том, что когда мы с женой выбирали место для строительства дома еще задолго до знакомства с отцом Дамаскиным, то она настояла почему-то именно на месте, которое, как оказалось впоследствии, находится в 200–300 метрах ровно напротив могилы владыки.
В доме в конце года всегда много гостей, так как это время дня рождения моей жены Александры Васильевны. Батюшка предложил гостям просить у архиепископа Фаддея всего, чего они пожелают. Все просьбы сбылись.
Подготовила Мария Орлова