«Бабушка вернулась». Государственный Эрмитаж привез в Тверь портрет великой княгини Екатерины Павловны

06.11.2018, 15:34

1 ноября в Тверской областной картинной галерее открылась выставка одной картины. На полотне изображена великая княгиня Екатерина Павловна, юная особа как бы невзначай опирается на стойку с бюстом Екатерины II, ну а фоном портрета служат Волга, императорский путевой дворец и Спасо-Преображенский собор. Экспозиция с интригующим названием «Визит тверской полубогини» посвящена 230-летию со дня рождения Екатерины Павловны и продлится в Твери до 3 ноября 2019 года. Картина написана малоизвестным художником-любителем, и все эти годы она хранилась от глаз общественности в запасниках Государственного Эрмитажа.

На первый взгляд выставку одной картины можно назвать странной, но в то же время концептуальной. Полотно написал художник-любитель некто К. Новосельцев, о нем ничего не известно, кроме фамилии и инициалов. Почему любитель? Слыша этот вопрос, искусствоведы указывают на фигуру Екатерины Павловны. Эксперты считают ее непропорциональной и неестественной. Видимо, живописец происходил из дворян и хотел подарить произведение искусства Екатерине Павловне или кому-то из представителей своего сословия. Но весь пафос картины заключается не в первом плане, не в личности главной героини, а скорее в заднем фоне. Художник весьма четко и точно прорисовал величественные памятники архитектуры: Тверской императорский путевой дворец и Спасо-Преображенский собор. Также на портрете есть утерянная скульптура – бюст Екатерины Великой.

Работники картинной галереи сделали открытие уникального полотна изысканным и весьма пафосным. Кроме толпы журналистов, на долгожданную «встречу» с хозяйкой царских апартаментов пришли чиновники из областной и городской администрации. Напомним, что в период с 1809 по 1812 год Екатерина Павловна жила в императорском путевом дворце вместе со своим первым мужем принцем Георгом Ольденбургским. Саму картину установили на массивном мольберте в зале, где красовались портреты царственных родителей великой княгини: Павла I и Марии Федоровны. Портрет Екатерины Павловны до поры до времени прикрывала полупрозрачная материя. Ну а вначале по традиции прозвучали торжественные речи. Заместитель председателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский отметил, что «приезд» Екатерины Павловны совпал с XII Ассамблеей Русского мира, проходящей в Твери.

– Случайности не случайны, и в этом большой замысел! Выставка – как мостик между Государственным Эрмитажем и Тверской картинной галереей. Тверь многим обязана двум великим женщинам Екатерине Великой и ее внучке. Благодаря им облик нашего города, ее центральная часть по своей красоте напоминает Санкт-Петербург. История нашего края выдающаяся, она заслуживает того, чтобы к ней прикасались как можно чаще, в том числе и через такие выставки.

С Андреем Белоцерковским сложно не согласиться, правительству Тверской области нужно активнее поддерживать исторический облик города и региона, не забывать вкладывать в ремонт уникальных домов и улиц не только слова, но и реальные деньги и не ждать, пока все «брошенки» сгорят или рухнут.

Директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина встречала полотно с великой княгиней по-родственному:

– Эрмитаж к нам не приезжал полвека. Да и вообще, центральные музеи России отказывались показывать свои коллекции здесь, потому что в нашем музее текла крыша, рвались трубы, не совпадал биологический режим. Эта выставка как страница новой истории, и очень символично, что она проходит в «Дни Государственного Эрмитажа». Вплоть до прошлогодней конференции никто не знал, что существует портрет Екатерины Павловны на фоне дворца. Радостное событие стало подготовкой к нынешней выставке. Наконец-то наша бабушка вернулась в свой дворец спустя 200 лет после того, как она отсюда уехала.

Тверские искусствоведы ждут от полотна новых откровений, исторических аллюзий. По словам куратора выставки старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Натальи Бахаревой, долгие годы портрет Екатерины Павловны пребывал в фондах Эрмитажа в весьма удручающем состоянии, но в 2018 году картину наконец-то отреставрировали:

– Дворец, пристань, дорожки парка. Обратите внимание, как все тщательно прорисовано. В «Дни Эрмитажа» мы предлагаем всем желающим тверитянам через очки виртуальной реальности перенестись в Эрмитаж. Однако и эту картину можно назвать своего рода VR-проектом, она перемещает нас в Тверь времен Екатерины Павловны. Впереди большие выставки. Спасибо, что приняли великую княгиню в ее дворце.

Наталья Бахарева признается, что показать картину научной общественности на прошлогодней конференции, посвященной архитектуре Тверского края, ее надоумил доктор искусствоведения член Союза архитекторов России Алексей Салимов. Вместе с Алексеем Салимовым Наталья Бахарева участвовала в первых раскопках Спасо-Преображенского собора в 1992 году.

В рамках «Дней Государственного Эрмитажа» Наталья Бахарева прочитала две лекции о становлении музея при Екатерине II, а также о том, как императрица воспитывала детей и внуков.

Павел Кириллов

61 0
Лента новостей
Прокрутить вверх