Прошлая неделя для российской политики была ознаменована беспрецедентным случаем – главой целого российского региона стал молодой коммунист Валентин Коновалов. Он победил во втором туре голосования с результатом 57,57% голосов. В Тверской области на прошлой же неделе состоялись другие судьбоносные выборы – ректором Тверского медицинского университета стала Леся Чичановская.
Губернатор ниоткуда
Итак, кто такие молодые коммунисты, ярким представителем которых является Валентин Коновалов, и отчего люди готовы голосовать за них, ничего о них не зная? Кадровый кризис, накрывший Россию, еще сильнее отражается в так называемых оппозиционных партиях. Если «Единую Россию» стоящие люди рассматривают как некий кадровый трамплин и еще как-то стремятся попасть в ее недра, то, как вы думаете, зачем молодые люди идут в другие партии системной оппозиции? Самый большой успех, возможный на протяжении предыдущих десяти – пятнадцати лет, попасть в какую-нибудь городскую думу или региональное Законодательное Собрание. И там в зависимости от величины фракции, как правило микроскопической, заниматься какой-то микрополитикой.
И вдруг молодой 30-летний юрист Коновалов выходит во второй тур, побеждая действующего губернатора Виктора Зимина, между прочим, регулярного устроителя разного рода «президентских охот» в этих заповедных местах. Сыграли ли какую-то роль заслуги и пиар-кампания самого Коновалова? Не думаю. Люди просто голосовали против несменяемости власти. После проигрыша в первом туре единоросс снялся, а затем и все остальные кандидаты тоже. В конечном итоге Коновалов остался один в бюллетене.
Это будет уникальный социальный эксперимент: управлять регионом будет человек, получивший легитимность от избирателей, но не признанный центром. Как, интересно, Коновалов будет действовать в республике-банкроте? Митингами и забастовками добиваться федеральных траншей?
Или федеральной власти придется признать, что в стране появился новый (хотя на самом деле принятый во всем мире) социальный лифт: просто пойти на выборы и быть избранным. И начать работать с Коноваловым, как и с любым другим молодым технократом (откуда бы они ни брались).
Транзит может состояться раньше срока
На прошлой неделе я беседовала с человеком, обучающимся в бизнес-школе «Сколково» по специальности «стратегическое территориальное управление». Он рассказал, что на днях им читал лекцию очень погруженный в процессы высшей российской политики эксперт. Шла речь о транзите власти, который должен возникнуть к концу нынешнего президентского срока. По словам эксперта, проблема транзита встанет гораздо раньше, потому что он (президент. – Прим. авт.) очень устал. Понятно, что устал, как тут не устать.
Недаром Владимир Путин все время опаздывает. Вот и на торжественную церемонию, посвященную столетию окончания Первой мировой войны, которая прошла в Париже 11 ноября, президент России приехал последним. В церемонии приняли участие около 70 глав государств, правительств и международных организаций. Телеканал RT France распространил видео, на котором видно, как весь политический мировой бомонд ждет, пока на церемонию приедет Путин. В чем смысл этого опоздания на мероприятие, призванное подчеркнуть примирение народов, участвовавших в давней великой войне? Может быть, действительно напряжение слишком давит?
Впрочем, об этом нам остается только гадать. Кстати, моему собеседнику, узнав, что он из Тверской области, большой кремлевский эксперт сказал: «А вы готовьтесь к большим сюрпризам!»
Честное слово, у меня с недавних пор при словах «большой сюрприз» ноги отнимаются. Как-то не бывает их хороших, сроду не припомню. Впрочем, у Кремля много башен, и, может быть, величина сюрприза, идущего от одной из них, будет снивелирована влиянием другой.
Как тут не заплесневеть?
Вот уж у кого ожидаемый сюрприз, так это у тверских медиков. Ректором Тверского медицинского университета стала Леся Чичановская, заведующая кафедрой неврологии, медицинской реабилитации и нейрохирургии, главный врач ГБУЗ «Областной клинический лечебно-реабилитационный центр». В общем-то, в сложившейся ситуации это был лучший вариант, притом что прежний ректор Калинкин сделал многое, чтобы уронить планку медицинского образования в Твери, а ближайший соперник Чичановской по состоявшимся выборам Алексей Давыдов практически сдался и вряд ли стал бы принимать какие-то прорывные решения.
Таким образом, в медицинском университете появилось новое энергичное начальство. Куда заведет вуз энергия Леси Васильевны, которой у нее, безусловно, очень много, будем наблюдать.
А пока хотелось бы напомнить идею, популярную во время поисков стратегии развития региона времен «позднего губернатора Зеленина». Тогда всерьез обсуждалась тема превращения Твери в университетский город. Почти на таком же расстоянии от Москвы, как Оксфорд и Кембридж от Лондона, Тверь по количеству мест в вузах на душу населения даже превосходила столицу. При этом жить в Твери более дешево и не так страшно, как в огромном мегаполисе.
Увы, к настоящему моменту эта идея закончилась тем, что студенты из Твери уезжают учиться в университет «Дубна» (тогда как еще лет 20 назад все было наоборот).
Лично я искренне не понимаю, зачем ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский ушел работать заместителем губернатора. Перед его уходом мы разговаривали об этом, и Андрей Владленович сказал мне, что идет поднимать статус высшего образования и ТвГУ. Что-то не заметно, чтобы это у него получалось. Исполняющая обязанности ректора Людмила Скаковская так и не утверждена на должности ректора. Поговаривают, что возглавить университет может супруга Белоцерковского Наталья Сердитова, успевшая защитить докторскую диссертацию. Ну, я не знаю – если так можно, то, конечно, пожалуйста. Однако мне это кажется каким-то откатом в немыслимую местечковость.
«Все бы хорошо в нашем университете, если бы не студенты», – шутят молодые прогрессивные сотрудники, которых там, в общем-то, много.
Студенты порой не знают, что тратят лучшие годы своей жизни на овладение отмирающими специальностями вроде бухучета. Их учат преподаватели, которые (открою великую тайну!) до сих пор не освоили даже электронную почту.
Особая боль тверского высшего образования – сельскохозяйственная академия. Сейчас, когда во всем мире развиваются новейшие способы выращивания сельхозпродуктов, это должен быть инновационный вуз. А у нас туда отправляют на должность и.о. ректора не справившегося министра сельского хозяйства Павла Мигулева, человека даже без ученой степени. Не говоря уж о том, что перед тем вуз возглавлял доктор военных наук Олег Балаян. Вот и получается, что последней инновацией, которой «прославилась» Тверская сельхозакадемия, было культивирование борщевика как очень быстрорастущего корма для крупного рогатого скота. Результат этих научных изысканий 1970-х годов заполонил всю Тверскую область.
Не устаем повторять: это происходит накануне глобального скачка в технологиях. Во времена, когда нано- и биоразработки и т.п. будут определять лицо меняющегося мира. Сейчас создаются проектные хабы, устроенные по совершенно новым принципам, и им нужны молодые незаплесневелые мозги.
Только вот как не заплесневеть-то в таких условиях?
Мария Орлова