В конце ноября в Твери откроется букинистический магазин под названием «Что делать?», находиться он будет на улице Советской, в доме № 18 (вход со стороны Свободного переулка), рядом с кофейней Milk and Honey. Один из основателей магазина Михаил Архиреев планирует создать творческое пространство, о котором он рассказал «Каравану».
В нашу редакцию Михаил пришел, конечно же, с книгами. Каждую из них он демонстрировал аккуратно и заботливо. Среди них было собрание сочинений Юза Алешковского с автографом и надписью, обращенной к сотруднице издательства, которая работала над публикацией собрания. Есть в коллекции моего собеседника сборник немецкого поэта Кристофа Мартина Виланда 1798 года. Книга, скорее всего, попала в Тверскую область в качестве трофея в военные годы, там даже есть штамп библиотеки. Показал мне Михаил и прижизненные произведения Льва Толстого, запрещенные в свое время в России и изданные за границей. И таких книг очень много, и каждая из них имеет свою историю.
Либо что-то делать в Твери, либо уезжать
– Почему вы решили открыть букинистический магазин?
– В последние годы книжному, читающему человеку в нашем городе стало скучно. В городе нет по-настоящему интересных авторских, специализированных книжных магазинов. Сейчас самое занятное книжное место в Твери – только не смейтесь! – это блошиный рынок за Тьмакой. Там можно поговорить со знающими людьми, которые продают по-настоящему нужные, интересные издания. Раньше была живая жизнь вокруг «Букиниста», хотя он был советский, олд скул как говорится. Еще был небольшой книжный магазин в Горьковке, но и он недавно закрылся. А вообще, я фанат маленьких неформатных книжных магазинов. Как раз таких в Твери и не хватает.
У меня чисто тверская история. Я родился и вырос в Твери, окончил филологический факультет Тверского госуниверситета, защитил диссертацию. С 2004 года я работаю редактором в книжных издательствах в Москве. Сначала я жил в столице, возвращаясь, как и многие тверские москвичи, на выходные домой. Последние годы я живу в Твери, удаленно работаю в Москве. И в какой-то момент я понял, что нужно либо окончательно уезжать, либо сделать что-то интересное в Твери. Сделать место, куда мне захочется пойти. Такие места есть в Питере, Москве, Владимире, Стамбуле, Тбилиси… А у нас – нет. Городу нужен авторский магазин, пространство, где смогут собираться люди, которые любят книгу. В нашем магазине можно будет посидеть и почитать книгу, попить чая или кофе, поговорить, также мы хотим сделать лекторий.
– Как планируете выживать в плане финансов?
– Магазин я открываю на свои скопленные средства. Надеюсь, что со временем смогу выйти в ноль. У меня очень хороший арендодатель, который тоже заинтересован в этом проекте. Для меня это просветительский проект в первую очередь. Сейчас звонят разные люди, предлагают помощь, в том числе и финансовую, но пока я рассчитываю на свои силы.
Спасти нерядовое издание
– Где вы берете книги для магазина?
– Пока я отобрал книги из своего собрания. У меня несколько тысяч книг. В свое время я купил библиотеку тверского археолога Андрея Максимова. В ней были уникальные книги по антропологии, археологии, истории религии, философии. Книги тиражом 500–700 экземпляров, то есть их мало и больше напечатано не будет. Я их забрал буквально из гаража, где они уже начинали сыреть. Вообще, когда книги забираешь, скажем, из гаража – получается, в наших условиях и есть важная культурная и просветительская деятельность. Многие уникальные книги пропадают именно потому, что в городе нет букинистического магазина. И наличие магазина возвращает их в жизнь.
В дальнейшем, думаю, мы будем принимать книги на реализацию.
– Недавно всю Тверь потрясла история с выкинутыми книгами из переезжающей библиотеки ТвГУ, когда на глазах у проходящих людей книги вывозили в тележках и кидали в контейнеры, стоящие в грузовике. Как относитесь к этой истории?
– То, что библиотека списывает книги, нормально. Книги устаревают, и их списывают, отвозят в макулатуру. Здесь важно другое. Вся история со спешным переездом библиотеки очень плохая. В библиотеке около миллиона книг, которые нужно вывезти чуть ли не за месяц в какие-то непонятные места: общаги, факультеты и прочее. Так это не делается! Сначала предоставляется здание – а потом уже переезд! Говорят, что библиотеке предоставят здание. Туда можно будет въехать через несколько лет. А сколько книг растащат за эти несколько лет? Сколько зальет водой в результате очередного прорыва водопровода (это у нас регулярно случается)? И да, кстати, сколько будет повреждено в результате спешного переезда? А как будут работать с книгой студенты, аспиранты, сотрудники университета? Я, например, в Научной библиотеке ТвГУ провел десять лет: сначала как студент, потом как аспирант. Как теперь все это будет организовано?
У нас в Твери на наших глазах случилась отличная история: перед ремонтом здания императорского дворца перевозили коллекцию Областной картинной галереи в торговый центр «Донской». Сделано было все абсолютно цивилизованно. Коллекцию перевезли в отличное здание, туда же переехали сотрудники, там же было организовано выставочное пространство. Отлично! Почему нельзя сделать то же для Научной библиотеки?
Соцсети книге не помеха
– Какую книгу в вашей коллекции считаете самой ценной?
– Сложно сказать. У меня много самых разных книг. Хотя недавно произошла интересная история. В детстве я очень любил, когда отец читал мне книгу «Часы» Леонида Пантелеева про Петьку Валета и его перековку из хулигана в пионера. Потом я и сам перечитывал ее не один раз. У меня хранится издание 1962 года. А в 2016 году замечательное питерское издательство «Речь» выпустило эту книгу точно в том же оформлении, которое было у меня в детстве. Я, конечно же, сразу ее купил. И теперь у меня рядом хранятся одинаковые книги, одна 1962 года, а вторая современная.
– Сейчас общество поделилось на два лагеря: одни за электронные книги, другие против. Как вы к ним относитесь?
– Я хорошо отношусь к электронным книгам, сам их читаю. Но, думаю, бумажная книга вряд ли пропадет. Скажем, точно никогда не исчезнет детская книга – детям важна сама книга, важен процесс, чтобы мама взяла на руки, открыла книгу, чтобы в книге были яркие иллюстрации. Сама форма бумажной книги хороша, так как она выделена из потока информации. Когда читаешь книгу в телефоне, есть соблазн посмотреть видео, посидеть в социальных сетях, кроме того, всплывают разные сообщения и уведомления, незаметно можно переключиться на что-то другое. Есть также версия, что мозг лучше запоминает информацию из-за ее постраничного расположения в печатной книге, ее пролистывания, а от электронной такого эффекта нет.
– Как будет работать магазин?
– Первое время я буду работать один. Мы однозначно определим фиксированные часы и дни работы. Ближе к открытию я буду писать на странице букиниста «Что делать?» в соцсетях «ВКонтакте» и «Инстаграме».
– Удачи вам! Надеюсь, увидимся уже на открытии магазина.
Беседовала Екатерина Смирнова