В регионах России начинают расти местные налоги. В 2019 году жителям грозит увеличение ставок земельного налога, налога на имущество физических лиц, повышение вмененного налога для малого бизнеса.
А веревку свою приносить?
Депутат Госдумы от Тверской области Светлана Максимова, как прилежная ученица, уже решила побежать впереди паровоза и предложить ввести налог на приусадебные участки – помните, как во времена Хрущева, когда было задушено все мелкое подсобное хозяйство, вырублены яблони и пущены под нож куры и гуси?
Новость сегодняшнего дня – акциз на колбасу. Напомним, что подакцизными товарами являются алкоголь, табак. Вот теперь и колбаса к ним приравнена: вредная, вызывает привыкание… Тяжко придется автомобилистам: растет транспортный налог, вместе с ним расширяются платные парковки, которые в будущем году дойдут до райцентров. С января 2019 года резко вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо.
Все это федеральные, региональные и муниципальные власти делают по рекомендации Министерства финансов РФ. «Для стимулирования органов местного самоуправления к росту доходной базы» Минфин будет вести рейтинг регионов. Кто сумеет содрать с граждан семь шкур – тот молодец. Разумеется, тут будут «более равные регионы и муниципалитеты» – вряд ли задуманное Минфином так легко пройдет на Северном Кавказе. А вот в Тверской области пройдет, будьте уверены. Граждане даже спросят: «А веревку свою приносить или казенную выдадут?»
Резкое повышение местных налогов
Тверь в 2019 году ждет резкое повышение местных налогов. Администрация города много раз пыталась компенсировать выпадающие доходы дополнительными поборами с отдельных видов бизнеса, например с аптек или с автосервисов. Также неоднократно предпринимались попытки повысить налог на квартиры.
15 ноября на 31-м очередном заседании Тверской городской думы депутаты большинством голосов проголосовали за повышение ставок по налогу на имущество физических лиц.
В два раза – с 0,1 до 0,2% – увеличивается ставка для квартир с кадастровой стоимостью от 4,5 млн рублей и домов от 11,5 млн рублей. В администрации говорят, что таких квартир в Твери всего 2,3%, домов – 7%. Кроме того, повышение ставки коснется гаражей и машино-мест.
Сейчас этот налог составляет четвертую часть всех доходов городской казны, за счет повышения ставок в администрации рассчитывают получить дополнительно 12,7 млн рублей.
Что такое квартира стоимостью 4,5 млн рублей? Это всего лишь с трудом дотягивающая до среднего европейского образца трехкомнатная квартира в новостройке, к тому же ее надо долго и упорно ремонтировать. Жаль, что таких квартир в Твери, по мнению депутатов, так мало.
10 миллионов – это сбор бюджета Твери от платных парковок. С ходу подсказываю, как резко увеличить этот сбор, да так, что, может быть, не придется повышать налоги на трехкомнатные квартиры. Нынешняя площадь Михаила Тверского превращена в парковку для чиновников администрации Тверской области. Казалось бы, чиновники должны первыми подавать пример – пересаживаться на общественный транспорт (даже если его практически нет – кому ж его создавать, как не чиновникам). Однако вот заставили площадь своими автомобилями, паркуясь, в отличие от всего остального центра города, бесплатно. Вот тут бы и поставить паркоматы! Все эти граждане, которые привезли себя в комфортных условиях на площадь перед работой, а на работе, скорее всего, пересели на служебные машины, пусть и пополняют бюджет Твери. Чем ближе поставишь машину к резиденции губернатора, тем дороже.
Город Тверь от увеличения налогов получит 30–40 миллионов. А сколько потеряет? Сколько бизнес-компаний свернется и покинет Тверь?
Имущества все меньше, чиновников все больше
Сейчас администрация области рассылает по муниципалитетам письма о повышении местных налогов. А почему бы администрации не задуматься о других видах экономии? Я так давно работаю в журналистике, что помню время, когда городская администрация и городская дума Твери занимали одно здание. А Законодательное Собрание Тверской области целиком помещалось на восьмом этаже дома на улице Советской, которое сейчас оно занимает целиком. Не было ни интернета, ни сотовых телефонов, из автомобилей кое-как ездили старые обкомовские «Волги». При этом надо было переводить экономику на новые рельсы, создавать абсолютно новое законодательство. И уже тогда говорили о сокращении административного аппарата. В тот момент, когда я начала отслеживать количество работающих в администрации региона чиновников, их было 600 человек – смешная цифра по нынешним временам. Сегодня только в администрации города Твери работает примерно 1000 человек.
При этом вот что странно: муниципальное имущество сокращается, уменьшается количество объектов, за которыми как бы должны следить чиновники. А чиновники после каждой так называемой административной реформы лишь увеличиваются. До меня дошла великолепная фраза, произнесенная то ли губернатором Тверской области Игорем Руденей, то ли главой Твери Алексеем Огоньковым: «Мы будем перепрофилировать лишних чиновников на привлечение инвестиций».
Во как! Притом что граждане чиновники всю свою профессиональную деятельность были совсем не про это.
Сотни миллионов закопали в землю
Вот два чудесных примера инвестиций наоборот. Контрольно-счетная палата обнародовала отчет по ландшафтному парку «Тьмака». Отличная идея, но все закончилось тем, что 100 млн рублей просто закопали в землю. А парка никакого нет.
Но история с тверским трамваем переплюнула все стандарты абсурда. Сначала Тверь потратила 260 млн рублей на покупку трамваев «Сити-Стар». Потом еще примерно 100 миллионов на рельсы для новых трамваев. В результате нет ни трамваев, ни рельсов. Простой трамваев «Сити-Стар» с момента покупки составил 68,5% времени. Начальник правового управления городской администрации Ирина Вуймина объяснила депутатам Тверской городской думы, что «Сити-Стар» не выходят на маршруты, потому что трамвайное полотно не соответствует требованиям. А когда все это делалось, нельзя было предвидеть такой результат? Если старые рельсы переложить из одного конца города в другой, странно надеяться, что там они мистическим образом обновятся.
Вообще, общественный транспорт, на котором в теории чиновники должны были бы ездить на работу (и не захламлять своими иномарками площадь Михаила Тверского), в Твери находится в бедственном состоянии. Из 200 единиц автобусов 144 выработали свой ресурс. Новый транспорт не закупался пять лет, только бывший в употреблении, откатавший свой ресурс в более приличных городах. Теперь чтобы восстановить хотя бы видимость приличия, надо в течение четырех лет вкладывать в эту сферу по 700 млн рублей ежегодно.
Мусорный ветер
Ну и на «сладкое»: мусорная проблема, которая в будущем году вылезет в Тверской области в полный рост. Как известно, с 2019 года региональным оператором по работе с твердыми бытовыми отходами назначено МУП «САХ», тут же преобразованное в ООО. Говорят, там уже появился некий частный интерес. За два месяца до начала работы новой схемы неизвестно, кто и куда будет вывозить мусор. Единственное, что известно – тариф на вывоз коммунальных отходов вырастет в полтора раза: с 1 января тарифы на вывоз и захоронение отходов вырастут в среднем на 155% – с 419 до 657 рублей за кубический метр.
Участки под новые полигоны выделять крайне болезненно: как показал опыт прошлого года, это, пожалуй, одна из немногих вещей, что может вывести на улицу наше крайне пассивное население. Буквально недавно от мусорного полигона отбились жители поселка Победа Ржевского района. Перевод земли под мусорный полигон приостановили, с людьми будут разговаривать.
При всей остроте проблемы (к нам везут не только наш, региональный мусор, Москва активно пользуется нашими полигонами) Тверская область умудрилась не войти на 2019 год в госпрограмму «Экология». Это тоже много говорит о качестве управления в регионе.
Вообще, такое впечатление, что в Тверской области полностью отсутствует внутренняя политика. Все сами по себе, чиновники боятся проявлять инициативу, пытаются оставить все, как есть. И это признак большой системной ошибки в управлении.
Мария Орлова