Многоэтажный мат. В Твери еще не решили, что делать с панельной застройкой ДСК

20.11.2018, 14:12

Судьба панельных многоэтажек, возведенных ООО «Тверской ДСК» на берегу Волги, все еще под большим вопросом. Напомним, что во второй половине октября представители компании подняли на уши все городские СМИ из-за того, что правительство области якобы пытается надавить на городские власти и разорвать договор аренды земельных участков на берегу Волги. В случае закрытия стройки руководство компании пригрозило вывести на улицу около 1000 человек. Шумиха была недолгой, скандал замяли, представители ДСК говорили о неких переговорах с правительством и что 15 ноября должно стать днем Х. Но пока ничего не происходит, тем не менее повод поговорить о тверских новостройках всегда найдется.

Пусть на короткое время, но история с ДСК всколыхнула общество, в нашу редакцию поступали звонки, в том числе и от людей, рассказывающих о постоянных потопах, пожарах и плесени в высотках, построенных комбинатом, однако так и не удосужились прислать фотографии или видеозаписи, а также не назвали точный адрес «нехорошей квартиры». При этом ухо то и дело улавливало оговорки по Фрейду вроде «вот вернусь с объекта и пришлю фото». Складывается ощущение, что подтопить ДСК решили не только чиновники, но и некоторые партнеры по бизнесу.

 

Все снести, пока не поздно

Безусловно, стоит посочувствовать работникам ДСК в том, что они рискуют остаться без работы. Но в то же время вспомним, как когда-то в 2013, 2014, 2015 годах именно рабочий класс ДСК по наводке руководства комбината собственными ножками и ручками нахрапом пробивал себе дорогу в светлое будущее. Тверской краевед и координатор проекта по сохранению исторического облика города «Тверские своды» Павел Иванов вспоминает знаменитые общественные слушания по строительству высоток рядом с Комсомольской рощей:

– Я отслеживаю историю «Волга Лайф» с самого начала общественных слушаний, когда это было еще «Сити». Тогда не менее двухсот человек, настоящих жителей Юности, ломая ноги через необорудованный переезд, пришли к черту на кулички, чтобы проголосовать против строительства, выдвигая вполне обоснованные причины. А там, в зале медицинского колледжа, уже сидят вдвое больше рабочих ДСК вместе с детьми и женами… Они стучат ногами и орут: «Хорош болтать, давай голосовать!» А на плане на сцене нарисована Волга, текущая в другую сторону, и 25-этажные громады на кромке воды… Депутаты от правящей партии сидят у трибуны, улыбаются. И никого не волнует, что первые этажи домов может затопить, Горбатый мост просто не выдержит нагрузки от количества тех новых жителей, а Западный мост построен только на словах. Я видел горящие глаза людей из ДСК на расстоянии вытянутой руки. На все им было наплевать, лишь бы завтра был кусок хлеба с мясом… пролетариат в худшем своем проявлении.

Это ж надо додуматься, они воткнули дома фактически в низину, зарыв несколько ручьев, – гидрорельеф местности изменен. Неизвестно, как это аукнется в будущем, не хотелось бы, чтобы эти дома, построенные на песке, рухнули в один прекрасный момент.

Я уж молчу про разрушение городской панорамы, дома видны из центра, ломают линии горизонта, стоят, как ширмы, на фоне храмов по правому берегу Волги. Молчу про историческую ценность места, на которое махнули рукой и срыли, а ведь здесь происходили жаркие сражения за освобождение Калинина. Замечу лишь, что только в 2012 году в генплане здесь появилась зона малоэтажного строительства, до этого на главных документах города начиная с 1938 года пойменный луг вместе с рощей обозначался как парк.

Комсомольская роща, наряду с Савватьевским и Сахаровским борами, один из последних островков живого в округе. Такого нет ни в Ярославле, ни в Новгороде, ни в Вологде. Величайшая редкость – Твери повезло иметь 800 гектаров первоклассного соснового леса в черте города.

Мое мнение – все снести, пока не поздно. Строить там можно максимум девятиэтажки, а в идеале – вообще не строить и использовать пространство в рекреационных целях: лыжная база, конный прокат. Место, безусловно, должно работать. Сейчас Комсомольская роща находится в довольно запущенном состоянии.

 

Да разве это «лайф»?

Квартиры от ООО «Тверской ДСК» одни из самых дешевых в городе. Комбинат ругают, но при этом покупают его квартиры. По мнению девелопера Павла Парамонова, панельное строительство нельзя назвать морально устаревшим. Другое дело, что современные технологии строительства существенно отличаются от того, что делает ДСК:

– Ситуацию нельзя назвать однозначной. Основная причина в том, что власти не умеют договариваться с бизнесом, начинают играть мускулами, включать административный ресурс, а в ответ получают угрозы митинга. Но вы ведь сами запустили сюда застройщика и предоставили ему землю! Можно, конечно, говорить, что землю отдали в аренду при губернаторе Шевелеве и до мэра Огонькова, но вся беда как раз таки в том, что одни москвичи спорят с другими, завтра их полномочия или контракты закончатся, они уедут к себе, а нам со всем этим жить.

На сто лет эта «Волга Лайф», да разве это «лайф»? Однушки и студии берут, как правило, на последние деньги под самые высокие проценты. Рано или поздно эти высотки могут превратиться в грязное гетто и попасть под реновацию как по качеству, так и по внешнему виду а-ля хрущевки в Москве. Правда, последние были прорывом для своего времени, особенно на фоне послевоенной разрухи и деревянных бараков.

Закрытие ДСК или конкретной строительной площадки скажется негативно на рабочих, но ведь дело не только в них. Сергей Тарасов – честный работодатель, но его продукция нуждается в кардинальной модернизации. Комбинату необходимо менять технологии, обратиться к европейскому опыту, а не лепить в нашем городе очередное Южное Бутово. Такие дома просто не подходят для такого типа городов, как Тверь.

Где стратегия развития, почему не продумана инфраструктура, не построены детские сады и школы? Вы бы видели панельные кварталы в Финляндии и Австрии! Цифровые технологии – от этапа проектирования до этапа отлива панелей.

 

Банки захватят строительный рынок

Ни для кого не секрет, что ДСК привлекает покупателей в первую очередь низкой ценой. Демпинг – главное оружие комбината. Глядя на детище Сергея Тарасова, многие застройщики начали действовать аналогично. Пожалуй, для рядовых горожан это безусловный плюс, причем огромный.

– Мы можем предложить однушку или студию с ремонтом по очень привлекательной цене, – рассказывает миловидная девушка-менеджер. – Хотите полноценную двухкомнатную с ремонтом? Дорого? Посмотрите двушку «Смарт» за 1 млн 750 тысяч рублей. Скоро сдаем детский сад, а на другой стороне дороги откроется новый гипермаркет. Нет первоначального взноса? Оформим кредит на любых условиях.

И так везде, менеджеры готовы тебя облобызать, лишь бы купил. Клиенты берут квартиры впрок – детям, внукам, под сдачу в аренду. Тверские застройщики возводят по нескольку домов в год, многим в свое время (еще при губернаторе Дмитрии Зеленине) удалось удачно получить землю, и теперь участки будут постепенно осваиваться или перепродаваться.

Однако с 1 июля 2019 года изменения в 214-ФЗ могут поставить крест на долевом строительстве. Между застройщиком и покупателем появится посредник – банк. Он возьмет на себя не только риски, но и львиную долю прибыли. Продавать будут только сданные в эксплуатацию дома, а в связи с высокими процентами по кредитным обязательствам квартиры вырастут в цене, а мелкие застройщики разорятся, строительный рынок перейдет под контроль крупных банков-монополистов.

По словам некоторых застройщиков, не стоит ждать апокалипсиса в 2019 году, работать по старой схеме будут до тех пор, пока не иссякнут участки земли, купленные про запас. Так что у мелкого и среднего бизнеса еще есть время примерно до 2021 года, после дольщиков девелоперов просто обяжут работать с банками. Сложно сказать, как скажется ужесточение законодательства на ДСК. Учитывая размеры компании, это может сыграть им на пользу.

 

Тинейджер на дискотеке

ЖК «Молодежный» – одно из творений комбината в микрорайоне Юность. Рядом с сосновой рощей и железной дорогой вытянулись два стеклянных монумента. Глядя на эти стены-витражи, вспоминаешь прозрачные комнаты из романа Евгения Замятина «Мы». Окруженный унылыми серыми панельками, построенными в СССР, жилой комплекс кажется задорным тинейджером в клубе «Диско 90-х». «Молодежный» огражден хлипкой сеткой, есть въезд, выезд, два шлагбаума и охранник в будке – в общем, все как в лучших домах. Двор просторный, есть место, куда поставить машину, имеется и детская площадка, весьма симпатичным выглядит крыльцо. Мы пообщались с жителями и узнали их мнение.

Надежда: – У нас однокомнатная квартира, сосновый бор, райончик так себе. Южный лучше. Для молодежи хочется жилье, отдельное от родителей.

Никита: – В моем доме все хорошо, а вот в соседнем все жалуются. Даже те, кто там снимал квартиру. Жалуются на соседей, а в целом без проблем, район достаточно тихий.

Алексей: – Вода горячая еле журчит. С семьей живу в однушке на десятом этаже, ремонт делал сам, сэкономил 150 тысяч. В будущем буду искать другой вариант – просторнее, этот промежуточный, у меня ведь двое разнополых детей.


P.S. ООО «Тверской ДСК» не предоставило оперативный комментарий по озвученным в статье проблемам. Мы следим за развитием событий.

Павел Кириллов

144 0
Лента новостей
Прокрутить вверх