В редакцию «Каравана» принесли копию открытого письма с требованием сохранить в Твери трамвай. Обращение адресовано губернатору Тверской области Игорю Рудене и главе города Алексею Огонькову. Копию письма предоставила координатор защиты трамвайного движения Твери Светлана Лукьянчикова, ее отец в послевоенные годы был директором трамвайного парка, в семье сохранился уникальный альбом с фотографиями коллектива, рельсов и трамваев тех времен.
«Трамвай готовят к уничтожению»
Публикуем открытое письмо в сокращенном виде, к нему приложено несколько десятков подписей жителей Твери:
«Наш дореволюционный трамвай, гордость нашего города, готовят к уничтожению. Много лет его разрушали: не ремонтировали трамвайные пути, не обновляли подвижной состав.
Такого количества маршруток, как в Твери, нет, наверное, ни в одном городе. Во многих городах Европы считают трамвай основным видом общественного транспорта.
В тяжелую военную и послевоенную пору трамвай работал до 24:00 и выходил на линию до 6:00. Люди работали круглосуточно, делали развязки на площади Капошвара. Никакого современного оборудования не было. Чтобы накормить людей, руководство трамвая создало подсобное хозяйство, сотрудники выращивали овощи и держали свиней. Нуждающимся находили место в общежитии.
Мы призываем вас принять участие в спасении нашего трамвая. Речь идет не только о глумлении над историей, но и о глубоком забвении тех, кто трудился в сложных условиях суровых военных лет на трамвайных путях».
«Грустная история тверского трамвая»
Тверской трамвай родился 28 августа 1901 года. Это была одна ветвь длиной 6,3 км, соединявшая Морозовскую фабрику, площадь Ленина и железнодорожный вокзал.
В 1918 году трамвайное хозяйство было национализировано. В 1920 году движение трамваев прекратилось на два года. В 1929-м трамвайные линии реконструировали – колея стала широкой. С 1930 года маршрутная сеть стала активно расширяться.
Во время немецкой оккупации трамвай был разрушен, в Германию вывезли около 43 км трамвайных путей. К 1945 году с большим трудом трамвайное сообщение восстановили, были получены новые вагоны из Саратова.
В конце 1940 года действовали восемь трамвайных маршрутов: Пролетарка – совбольница, Пролетарка – вокзал, вагонзавод – мясокомбинат, вагонзавод – КРеПЗ, Горбатый мост – вокзал, Пролетарка – фабрика им. Ворошилова, мясокомбинат – деревня Старая Константиновка, Пролетарка – поселок Мигалово.
С 1954 года продолжилось строительство новых путей, рельсы были проложены и через Новый мост. Рост и развитие трамвайной сети продолжилось до 1990 года.
В 1997-м прекратили движение по улице Софьи Перовской и частично по улице Советской. В 1999-м улицы Советская и Вагжанова остались без трамвая. В 2004 году трамваи не ходили через Восточный мост. В 2009 году перестали работать сразу три линии: Республиканская – Мигалово, Терешкова – комбинат Искож, бульвар Цанова – Южный.
27 ноября 2014 года Арбитражный суд Твери вынес решение по процедуре банкротства МУП «ГЭТ». В 2015-м трамвай решено было передать в МУП «ПАТП-1». В этом же году были закуплены новые трамваи City Star, а трамвайное движение прекратили из-за ремонта путей.
С каждым годом количество трамваев и маршрутов сокращалось. К 2018 году на линии остался только маршрут N№ 5,а скорость трамвая сократили до 10 км/ч. 14 ноября трамвайное движение временно приостановили, объяснив необходимостью ремонта путей на проспекте Чайковского. Обещали, что все это на несколько дней, но трамваи до сих пор не ходят.
«Сохранение трамвайного движения предусмотрено»
На открытое письмо пришел ответ из Министерства транспорта Тверской области.
«По информации, поступившей от заместителя главы администрации города Твери Прокудина В.А., сохранение трамвайного движения преду-смотрено.
Вместе с тем сообщаем, что министерством совместно с администрацией города и АО «Центральная ППК» разрабатывается проект концепции развития пассажирского транспорта общего пользования на территории Тверской области, в частности агломерации г. Тверь и Калининский район. Проект концепции подразумевает рациональное использование различных видов транспорта.
В ходе разработки проекта концепции прорабатываются варианты развития трамвайного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Итогом должна стать новая целевая модель управления пассажирскими перевозками».
Как видите, ничего конкретного в ответе чиновников нет. И это не может не настораживать.
Подготовила Екатерина Смирнова