В библиотеке имени Горького открылась фотовыставка 62-летнего тверитянина Анатолия Максимова под названием «Храмы наших душ». На ней представлены 34 работы фотомастера – лишь малая толика его работ, посвященных православным храмам Тверской области.
Представленные на выставке фотографии сделаны в период с 2010 по 2018 год. Фотосъемка производилась в Калининском, Торжокском, Спировском, Зубцовском, Ржевском, Лихославльском, Рамешковском, Максатихинском, Кувшиновском и Конаковском районах.
Заголовки фоторабот либо говорят о месте, где сделан кадр («В Страшевичах», «В Нестерово», «В Маслово», «В середине села»), либо указывают на суть попавшего в кадр изображения: «Все, что осталось» (от храма), «Позабытая» (церковь), «У села, которого нет». На фотографиях запечатлены полуразрушенные храмы, которых в нашей области не счесть. Есть, конечно, и храмы, находящиеся в хорошем состоянии. Тем более контрастно на их фоне смотрятся разрушенные храмы.
Вот фотография под названием «В деревне Благодатная». Название деревни задорное. Но что мы видим на фото? Два здания в полуразрушенном состоянии: часовню-усыпальницу постройки XX века и Вознесенскую церковь постройки XIX века. И как-то не соотносится название деревни с разрушенными зданиями. Автор не без умысла указал под фото и прошлое название этого населенного пункта – село Гнильцы. Не ему ли больше соответствует нынешнее состояние, в частности, тех же самых часовни-усыпальницы и церкви? Вот было раньше село пусть не с благозвучным названием, но в нем была и действующая церковь, и та же часовня-усыпальница, жителям села было где очистить свою душу, а сейчас? Где он, храм душ жителей деревни Благодатной?
Как выяснилось из разговора с самим автором, фотосъемка разрушенных храмов для него не самоцель. Никакого приоритета «разрухи» над «благоустроенностью» у него нет. Просто его манят развалины церквей и храмов своей таинственностью, они, по его мнению, словно дышат стариной, духом истории.
Отремонтируют ли когда-нибудь эти храмы? Увидим ли мы их пусть не в первозданном виде, но хотя бы в приближенном к нему? Сколько десятилетий потребуется, чтобы в нашей области не осталось ни одного разрушенного храма? Ведь каждый отдельно взятый храм – это не просто церковное сооружение, это еще и памятник архитектуры, памятник истории и, что не менее важно, очаг духовности.
Поэтому возвращение разрушенных храмов в строй действующих будет свидетельствовать о нашем возвращении к той духовности, от которой мы самым постыдным образом открещивались в долгие годы воинствующего атеизма.
Собрав вместе все фотографии Анатолия Максимова, можно получить наглядную картину нынешнего состояния храмов.
***
На сегодня Анатолием Максимовым снято 300 храмов. Он коренной тверитянин. Кроме увлечения фотографией, любит путешествовать по родному краю. Художественной фотографией занимается с 2006 года, неоднократно номинировался на различных фотовыставках и фотоконкурсах. Помимо храмов, снимает пейзажи, архитектурные сооружения, реки, делает репортажные снимки.
Александр Арсенов