Россия потихоньку входит в новый электоральный цикл, у которого, в отличие от прошлых предвыборных циклов, нет ни идеи, ни даже лица. Со всех сторон выдвигаются версии так называемого транзита федеральной власти. Региональная власть затаилась и старается обращать на себя как можно меньше внимания, отсидеться за шкафчиком.
Губернаторы, которых можно обыграть
Страна с интересом наблюдает за предвыборной ситуацией в Приморье, где в губернаторы от власти баллотируется «авторитетный предприниматель» из Владивостока Олег Кожемяко (трижды губернатор в разных регионах Дальнего Востока). Почти выигравший выборы кандидат от КПРФ Андрей Ищенко в этот раз просто не прошел муниципальный фильтр.
Парадокс выборов в Приморье в том, что это чистый эксперимент: сколько людей купятся на обещание кандидата от власти дешевой рыбы или отремонтированных дворов, а сколько вдруг возьмут и решат, что нематериальный бонус для них главнее и прокатить самоуверенную власть гораздо круче, чем получить очередную детскую площадку?
Помимо вполне реального и договороспособного Ищенко, там у них еще 22 человека в кандидаты в губернаторы выдвигаются. Кого-то из них муниципальный фильтр пропустит. И что будет делать Москва, если победит какой-нибудь совсем смешной кандидат, как во Владимирской области или в Хакасии?
Кстати, в Тверской области эти развлечения тоже скоро предстоят. Игорь Руденя отметил свой «экватор», и если Руденю, вопреки его ожиданиям, не заберут в Москву на повышение, то к следующим губернаторским выборам регион придет в наислабейшем виде: без структурированной команды, без платежеспособного бизнеса, готового вложиться в поддержку кандидата Рудени, в состоянии постоянных технологических катастроф. И таким образом, Руденю сможет победить любой соперник, причем традиционно сильных и работоспособных отсекут на входе, поэтому придется нам жить с каким-нибудь представителем «Коммунистов России» или ЛДПР.
Мы становимся частью Москвы
Из позитивного: в Тверской области одним из самых значительных событий стало прибытие в Торжок первой «Ласточки». Неутомимый двигатель перемен в Торжке Татьяна Соколова пишет на своей страничке в «Фейсбуке»: «Аллилуйя. В этом городе хочется жить. Уже теперь прибытие «Ласточек» станет обыденным явлением благодаря очень многим людям, а главное, главе нового Торжка Александру Меньщикову, министру тверского будущего Ивану Егорову, начальнику железнодорожной станции Торжок Аркадию Решетнюк. Остались последние нюансы с расписанием, которое должно быть замечательным».
«Ласточка» из Торжка должна удобно состыковаться с московской «Ласточкой» – время ожидания не должно составлять больше получаса. Уже сейчас скоростная «Ласточка» курсирует между Москвой и Конаковом. Постепенно современный транспорт втягивает Тверскую область в Московскую агломерацию, как бы ни протестовали против этого наши местные «патриоты». Уже сейчас по скоростной трассе М-11 дорога до Шереметьева занимает меньше полутора часов, притом что съезд на платную трассу только в Клину и до Клина приходится ехать в общем потоке грузовых фур.
Судя по всему, с мостом через речку Шошу, который строится по тем же технологиям, что и мост через Керченский пролив, возникли какие-то проблемы и до Семеновского (15 км от Твери) М-11 в этом году не дойдет. Но уже то, что есть, здорово. Ибо решается вековая проблема самой большой в мире страны – преодолеваются расстояния. Питерская трасса со времен Радищева отставала от требований времени. На протяжении нашей жизни мы видим, как эта дорога, несмотря на постоянные ремонты, каждый раз оказывалась такой, какой, может быть, и хватило бы лет пять назад, но в настоящее время уже не хватало. Возможно, платный дублер спасет ситуацию. Хотя, насколько мы понимаем, окружная дорога вокруг Твери станет «узким местом» этого проекта, мостом «платки» через Волгу будет все тот же Мигаловский мост.
Северный порт из Москвы переедет в Тверскую область?
Один из загадочных моментов строительства трассы М-11 – «транспортно-логистический узел» в районе Большого Завидова. Предполагается, что здесь многочисленные туристы будут спрыгивать с «Ласточек» и «Сапсанов», а также со своих автомобилей и отправляться в путешествие по Волжскому морю (такой термин придуман для системы водохранилищ от Иваньковского до Рыбинского). Водный туризм, конечно, популярен, но тут чувствуется иной, более глобальный замысел.
Еще в начале 2000-х, когда на нашу тверскую землю приехали такие люди, как Дмитрий Зеленин, Андрей Епишин и иже с ними крутые бизнесмены, не поругавшиеся на тот момент Михаил Прохоров и Владимир Потанин например, зашла речь о строительстве самого верхнего порта на Волге. Теперь в свете образовавшихся логистических возможностей представляется, что не для туристов все это затевается. Это действительно серьезное место для перегрузки грузопотока, идущего с юга на север и с запада на восток.
А еще есть такой нюанс: Северный порт Москвы находится по нынешним временам явно не на месте. Да-да, те самые подъемные краны, которые мы видим, проезжая Химки по Ленинградскому шоссе. Там сложно с подъездными путями, да и земля на самом берегу безумно дорогая. Вместо Северного порта «столицы пяти морей» мог бы вырасти жилой комплекс на миллиарды долларов.
Волга вместо туристов станет перевозить мусор?
Чем еще грозит большой порт на Волге Тверской области? Главной темой будущего года, перерастающей из темы о ЖКХ в политическую, будет мусор. Уже сейчас на территории Тверской области мусор негде складировать, нет нормальных полигонов. При этом Тверская область считается просторной и малонаселенной. Не забываем: в Москве начинается реновация, которая обернется просто Джомолунгмами мусора. И именно этот мусор будет очень удобно сплавлять по каналу Москва – Волга на огромных баржах.
Ожидаются и собственные организационные трудности. С нового года в регионе с мусором будет работать единый региональный оператор, конкурс на которого выиграло тверское МУП «САХ». Эта организация едва справляется с мусором в Твери (вернее, не справлялась бы, не будь на этом рынке коммерческих компаний). А кроме Твери, есть Конаково, Кимры, Торопец, в конце концов.
В общем, все, как всегда, не продумано, не проработано и грозит отложенными проблемами. Разбирать эти проблемы мы будем в следующих номерах «Каравана».
Мария Орлова