В 2018 году отмечается 700-летие подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 5 декабря пройдет традиционный день памяти. Историкам и литературоведам хорошо известна переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского в 1560–1570-х годах. В трех посланиях царю Курбский обвиняет того во многих несправедливостях по отношению к боярам и князьям, служилым людям, а царь в ответных двух посланиях озвучивает контробвинения. Читатель «Каравана» в недоумении: а причем здесь князь Михаил Ярославич? А при том, что в третьем послании Курбского в 1579 году, на которое он не получил ответа, содержится упоминание о судьбе тверского князя.
В переводе на современный язык это звучит так: «О себе же вкратце скажу тебе: хотя и весьма многогрешен и недостоин, но, однако, рожден от благородных родителей, из рода я великого князя Смоленского Федора Ростиславича, как и ты, великий царь, прекрасно знаешь из летописей русских, что князья того рода не привыкли тело собственное терзать и кровь братии своей пить, как у некоторых издавна вошло в обычай: ибо первый дерзнул так сделать Юрий Московский, будучи в Орде, выступил против святого великого князя Михаила Тверского, а потом и прочие, чьи дела еще свежи в памяти и были на наших глазах».
Возникает вопрос, с чего это родовитый князь из-под Ярославля (родовое гнездо – село Курба, отсюда и прозвище Курбский), воевода, потом сбежавший в Литву к королю Сигизмунду II Августу в 1564 году, опасаясь за свою жизнь, вспомнил и упомянул тверича, казненного в Орде более 250 лет назад? Ведь в Орде были казнены девять русских князей в разное время.
Загадка Андрея Курбского
Во-первых, как и всякий русский княжич, Курбский получил домашнее образование под руководством одного-двух опытных и грамотных учителей. Основа учебы – богослужебные свитки и русские летописи. Вот в них-то и мог Андрей почерпнуть сведения о судьбе Михаила Ярославича и других казненных князей, поскольку списки с оригиналов имелись почти во всех семьях князей, бояр, воевод. Ярославская и тверская земли – соседи, и их история была в общих чертах знакома и там и там. Михаил Ярославич с момента похорон в Твери превратился сразу в местночтимого святого в умах жителей, что, конечно, рано или поздно должно дойти и до ярославцев.
Во-вторых, в 1549 году церковные власти во главе с митрополитом Макарием провели второй церковный поместный собор с целью канонизации почти 40 новых святых-чудотворцев. По мнению историков, вмешательства царя (венчан на царство в 1547 году) не было, поэтому все решали церковные иерархи, главным образом Макарий. К лику общерусских святых не был причислен никто из московских князей, даже Дмитрий Донской, даже киевские князья Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. А кандидатура Михаила Ярославича была одобрена без труда – он стал общерусским святым.
В те времена церковные соборы являлись значительным событием, решения имели и политический смысл. Готовился второй поход на Казань, царь и воеводы, бояре и церковники каждые по своим сферам ответственности принимали меры. Имя тверского князя стало знаменем против «безбожных татаровей», он стал прославляться как мученик, принявший смерть от врага, а потому готовившийся поход есть благое дело, угодное Богу.
Разумеется, Андрей Курбский все это слышал и видел, поскольку сам участвовал в первом походе 1547 года, был воеводой и ближайшим соратником царя. Яркое имя святого князя запомнилось, и он его использовал в полемике с царем.
Надо полагать, что имена новых святых стали известны со временем во всей Руси. И не только на Руси, а и на сопредельных территориях изображения Михаила Ярославича на иконах и в литературно-церковных изданиях появляются во многих местах (подробнее об этом см. статью Н.А. Майоровой «Великий князь Михаил Ярославич Тверской в иконописи и русском изобразительном искусстве с начала XIV века – до наших дней» в сборнике «Михаил Ярославич Тверской – великий князь всея Руси»).
От Кондратия Рылеева до Сергея Черного
Образ Михаила Ярославича стал отображаться и в светской литературе. Одним из первых в этом благородном деле был декабрист Кондратий Рылеев, в 1821–1822 годах сочинивший и опубликовавший в своих «Думах» поэму «Михаил Тверской». Среди прочих строк есть и те, которые автор вложил в уста князя перед казнью:
Тверд и прав в душе своей,
Смерть я встречу без боязни,
Как в боях слетался с ней.
Не хочу своим спасеньем
На родимый край привлечь
Кавгадыя с лютым мщеньем
И Узбека грозный меч!
Заканчивается поэма такими строками:
Князь скончался жертвой мщенья!
С той поры он всюду чтим:
Михаила за мученья
Церковь празднует святым.
В стихотворной форме князю Михаилу Ярославичу посвятили свои думы А.А. Бестужев-Марлинский (1824 г.), А.Н. Муравьев (1828–1829 гг.), В.А. Жуковский (1842 г.) и современный автор стихотворной пьесы «За летописною строкой» Александр Сенокосов под псевдонимом Валдайский (1999 г.) с прекрасными иллюстрациями Леонида Константинова.
Не можем не упомянуть тверского поэта Сергея Черного, в 2006 году он издал книгу «Сказание о князе Михаиле Ярославиче Тверском». А еще ранее, в 1993 году, поэт Юрий Смирнов опубликовал стихотворение «Венок памяти», посвященное 720-летию со дня рождения князя. Там есть такие строки:
В тяжкую Руси годину
Умер «за други своя…»
Над прахом великого сына
Плачет тверская земля.
Научная классика
Литературной прозы о Михаиле Ярославиче гораздо больше. Первой в их ряду стоит пространная редакция повести о Михаиле Тверском, автором которой полагают игумена Отроч монастыря Александра, духовника князя Михаила, свидетеля его гибели в Орде. С нее-то и стали делать списки в разных местах Руси.
Их анализ в виде историко-текстологического исследования провел профессор Владимир Кучкин (Москва), в 1974 году издавший книгу «Повести о Михаиле Тверском» в издательстве «Наука». Его исследования касаются периода XV–XVII вв., времени появления летописных копий-списков не только о местночтимом, но и об общерусском святом. Богато насыщенный фактическим материалом труд Владимира Кучкина стал для почитателей тверской истории и в частности темы князя Михаила Ярославича и его времени своеобразной классикой.
Логическим продолжением и дополнением к труду Владимира Кучкина стал научный труд ученых ТвГУ Михаила Строганова и Олега Левши «Михаил Тверской. Тексты и материалы». Здесь временные рамки расширены до XX века. Многое публикуется впервые, одним из таких интереснейших документов является «Протокол вскрытия мощей св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, произведенного 18 мая 1919 года…». Все читается с огромным интересом, но книга имеет, к сожалению, один недостаток – ее тираж всего 100 экземпляров!
Жизни и деятельности князя, а также его семьи посвятили свои исследования Владимир Исаков, Георгий Пономарев, Валерий Годовицын, Галина Гадалова (Тверь), Лидия Моисеева (Великий Новгород), Елена Конявская (Москва).
Таким образом, поколения летописцев, переписчиков, ученых, литераторов, архивистов, искусствоведов, краеведов смогли не только сберечь память о нашем великом предке, но и способствовать распространению знания о нем на большой территории России. В этом нас конкретно убеждает вышедший весной 2018 года народный альманах «Михаил Тверской. Путь домой», в котором показан вклад в сохранение памяти о князе представителями не только Центральной России, но и Ингушетии, Чечни, Калмыкии, Армении, Грузии, Северной Осетии, Татарстана, в истории которых отразился жизненный подвиг Михаила Ярославича.
Согласимся с авторами – составителями альманаха (Людмила Гусарова, Ната Майорова, Анжелика Янчевская, Людмила Скаковская): духовный подвиг князя признается мусульманами, буддистами и различными христианскими конфессиями.
Борис Ершов