Тверской театр драмы предложил новое прочтение «Евгения Онегина».
В следующем году исполнится 220 лет со дня рождения Александра Пушкина. В минувшие выходные в Твери состоялась премьера спектакля «Пушкин. Евгений Онегин» в постановке Валерия Персикова. Спектакль удивил необычным подходом к хрестоматийному тексту.
Действие начинается с рэпа, который читают Онегин (Тарас Кузьмин), Ленский (Геннадий Бабинов) и Пушкин (Никита Березкин). Веселая озорная троица как будто отсылает нас к «Трем товарищам» Ремарка. Ведь и там все начиналось радужно и оптимистично, несмотря на экономический кризис в Германии, и там в итоге погибает романтик Ленц…
Пушкин взрослеет, надевает парик, наклеивает бакенбарды и уже основательно берется за перо. Задорный речитатив сменяется роялем: на протяжении всего спектакля Лидия Буланкина помогала актерам донести до зрителей необычные задумки Валерия Персикова.
Александр Сергеевич присутствует на сцене на протяжении всего действа. Все, что видит зритель, как бы происходит в голове великого русского писателя. Сюжет набросан довольно жирными мазками, все остальное – вихрь четверостиший, людей, мебели… Онегин и Ленский – это как бы две ипостаси Пушкина. Конечно, Онегин более вредный, циничный и непослушный персонаж. Автору приходится все время пинать Онегина, подталкивать этого несносного увальня к действию.
После убийства Ленского Онегина одолевает тоска. Поэт мерещится главному герою даже в зеркале – это суперспецэффект и находка нашего театра.
В спектакле много неожиданных переходов. Например, Татьяна (Виктория Козлова) влюбляется в Онегина и изливает душу няне (Ирина Адрианова). Няня выходит из виртуального мира и садится рядом с Пушкиным, пытаясь развеять его праздность и заставить писать роман дальше. Да, да, оказывается, это та самая няня из стихотворения «Зимний вечер»!
Первый акт в целом можно назвать легкой мелодрамой с элементами хоррора. Сон Татьяны сделан по-настоящему мистическим, и актеры, игравшие вурдалаков и упырей, были просто бесподобны.
Второй акт получился философичным. Онегин бросается на стену от одиночества и тоски, желает себе увечий, гневит Бога и своего литературного создателя. Да и сам Пушкин рассуждает о вдохновении и деньгах с каким-то надрывом. И тут неожиданно, как змей-искуситель, появляется Книготорговец (Валентин Кулагин) со словами: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Хочет того Пушкин или нет, но рукопись перевоплощается в денежные ассигнации, а затем проигрывается в карты…
В финале старый генерал (Константин Юченков) впивается взглядом в Татьяну, словно сыч в синицу, и следует за ней везде. Так рушатся наивные мечты и торжествует суровая правда бытия.
Павел Кириллов. Фото Анастасии Чистяковой