После четырехлетнего отсутствия в Твери вновь появился букинистический магазин, называется он «Что делать?». Один из его основателей Михаил Архиреев надеется, что магазин станет творческим пространством для людей, любящих книгу. Здесь будут проводиться встречи с интересными людьми. И одна такая встреча уже прошла.
Гостем «Что делать?» стал один из основателей московского магазина «Фаланстер», програм-мный директор Международного московского открытого книжного фестиваля, член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction Борис Куприянов.
Заявленную тему своего выступления «Библиотеки и независимые книжные магазины как важные институты гражданского общества» гость назвал «жутко амбициозной». Мы записали несколько тезисов из его выступления.
***
В России сложилась странная ситуация: библиотеки и книжные магазины существуют порознь. Объединить их невозможно. Библиотеки стоят отдельно, в стороне. Идет борьба за читателя, который может купить книгу в магазине или прийти за ней в библиотеку.
***
СССР добился сакрализации чтения. Библиотеками много занималась Крупская. Она выстроила уникальную модель библиотек: детские и взрослые. При этом первые были не совсем детские. Главная их задача – научить детей читать (и не только). Перед взрослыми библиотеками стояли две задачи – идеологическая и просветительская.
В стране, которая фетишизировала чтение и литературу в XX веке, читали классическую и философскую литературу. Чтение развивает практику анализа текста, заставляет думать и сопереживать. Критерий хороших книг сформулирован в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: это желание позвонить автору после ее прочтения, даже если его давно нет в живых.
***
Россия – немодернистская страна. Наше просвещение не выполнило всех задач, которые ставились перед ним. Что происходит в школе? Основы образования подменены. Система ЕГЭ не учит человека анализировать материал, а заставляет выбрать один из нескольких вариантов.
***
В России нет самостоятельных издательств, готовящих новых авторов. Есть крупное коммерческое издательство под двумя названиями «АСТ» и «Эксмо», но оно публикует уже состоявшихся авторов.
В результате за последние пять лет в стране не появилось ни одного нового издательства. Крупные книгоиздательские концерны превращают книгу в товар. А книгу как текст, смысл издательства, по сути, уже не рассматривают.
***
Чтение становится развлечением, формой побега от реальности. Книга конкурирует с огромным количеством других развлечений. Но у книги есть и другая, более значимая функция. Она учит и заставляет думать.
***
В Европе и Америке библиотеки являются центрами сообщества.
У нас они пока в другой парадигме ценностей, хотя вполне могут стать ячейками гражданского общества. Вспомним, как в России в 90-х годах прошлого века библиотеки «спрятались», старались быть невидными, защититься от людей.
Но ситуация может измениться. И позитивные примеры есть. Во Владивостоке директор ЦБС изменил сущность библиотек.
***
Магазину независимой литературы в небольшом городе выжить очень сложно. И тем не менее это здорово, что появляются букинистические пространства, подобные открываемому в Твери.
Александр Арсенов