В конце декабря 2018 года президент подписал закон об ответственном обращении с животными, который «полностью запрещает умерщвление животных под каким бы то ни было предлогом, предусматривает создание специальных приютов, запрещает бои с участием животных, вводит запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют, запрет на содержание животных в барах, ресторанах, пропаганду жестокого обращения с животными». Активисты добивались создания закона несколько лет, но за то ли они боролись? «Караван+Я» поговорил с тверскими зоозащитниками и владельцами животных.
«Вряд ли мы доживем до улучшения ситуации»
Наталья Федорова, хозяйка бежецкого приюта для бездомных животных:
– Конечно, этот закон нужен, но, наверное, должны пройти десятки лет, прежде чем он заработает эффективно. Выкидывание животных на улицу приравняют к жестокому обращению, это поможет сократить количество животных и в нашем приюте, но не факт, что мы до этого доживем. Чтобы точно определять владельцев выброшенных собак, нужно ввести обязательное чипирование, причем оно должно быть бесплатным, большинство не будет на это тратить деньги. Но без этого никак, представьте: подобрали мы собаку какого-нибудь Васьки, как мы докажем, что она принадлежит ему? Я в прошлом следователь, смогу доказать, опросив тех же соседей, но все это слишком сложно.
А пока все грустно, у нас за год количество собак увеличилось до 300. Каждый день мы варим по четыре мешка геркулеса и семьдесят килограммов мяса. Мы кормим собак один раз в день, дважды едят только заболевшие и щенки.
P.S. Помочь приюту можно, отправив деньги на карту по номеру телефона 8-920-687-45-04 (Федорова Наталья Александровна).
«Чиновники написали очередную дурь»
Яна и Алексей Мурашовы, известные биологи, специалисты по диким животным:
– Совершенно не понятны выводы чиновников насчет «опасных пород собак». Кто это выдумывал? По статистике, от укусов мелких собачек страдает гораздо больше людей, чем от крупных. С выгулами только на площадках – вообще полная бредятина: где эти площадки? Или будет одна на весь район? Как до нее добежать, чтобы по дороге собака свои дела не сделала?
Есть статья о запрете убивать животных. А как же тогда зверофермы? Или там сидят не животные, а шубы и шапки? Или, может, с них снимают шкуры, а самих оставляют в живых? Или если это бизнес, то все можно?
Безусловно, давно пора запретить все живодерни, называемые контактными зоопарками, передвижными цирками и дельфинариями, возможно, и цирки с дикими животными. Но вот вопрос: «А куда денут всех тех животных, которых изымут?» Убивать нельзя! В природу выпустить нельзя! Содержать негде! Что же дальше?
Насчет содержания у людей. Тут тоже все неоднозначно. Многие дикие животные, в том числе и редкие, размножаются только у любителей, не в зоопарках, не в госучреждениях. Значит, для них там созданы прекрасные условия! Конечно, это нонсенс, если волков и медведей содержат в квартирах, автомобильных прицепах, контейнерах… Но вот, например, в Подмосковье создан частный приют для волков – именно для тех зверей, которые уже пострадали от человека, для тех, кого продали в качестве живой игрушки… И что же? Теперь этим людям запретят содержать спасенных животных там, где для них созданы прекрасные условия?
То же касается и людей, которые спасают и помогают выжить диким животным, попавшим в беду. А у нас в стране сотни тех, кто содержит и помогает животным за свои деньги. А куда девать зверей и птиц, которые уже не смогут жить в природе? Отобрать и убить? Так ведь этот же закон и запрещает это делать!
Чиновники, как всегда, написали очередную дурь, не посоветовавшись ни с биологами, ни с любителями домашних животных. Просто все сгребли в кучу и решили запретить! Хотя, прежде чем издавать такой закон, надо было запретить торговлю дикими животными! За рубежом частным владельцам запрещено разводить животных – разрешены только питомники, которые должны быть соответственно оформлены и находиться не в квартирах. Прежде чем вязать собаку, владелец питомника находит желающих купить щенка и берет с него залог – приличную сумму. Все щенки и котята чипированы, в случае их выбрасывания на улицу владельца ждет приличный штраф. У нас же главное – запретить, не построив при этом никаких центров, куда будут изыматься животные, и, главное, не запретив их продавать! Закон ни о чем!
Ну, в качестве примера предпримут какие-то меры, например, отберут у бабушки любимую белку, доведут старушку до инфаркта, и этим все закончится, потому что никто никаких чиновников близко не пустит ни на свой участок, ни в квартиру.
Очередной бумажный закон, который не облегчит жизнь ни животным, ни людям, радеющим за все живое.
«Живодерам нужно запретить заводить животных»
Екатерина Чуприна, жительница Твери:
– Как человек, который выкупил не одну лошадь из не совсем благополучных условий, а одну и вообще из «концлагеря», я только за то, чтобы этот закон вступил в силу. Многие покупают животных ради своих материальных благ, но не задумываются об их содержании и о состоянии здоровья. В некоторых случаях это выливается в травмы, которые не лечатся, а иногда еще страшнее – в летальный исход.
Я считаю, что такой закон позволит максимально отслеживать людей, которые жестоко обращаются с животными. Единственный минус, на мой взгляд, в том, что живодеры отделываются небольшими штрафами и продолжают издеваться над животными. Я бы ввела не предупреждения, не штраф, а пожизненный запрет таким людям заводить любое животное. Люди не меняются.
Как владелец лошадей, занимающийся катанием, я хотела бы, чтобы ввели некие строгие правила по прокату, чтобы в первую очередь прокат осуществляли люди совершеннолетние. Лошадь – это далеко не аттракцион, а катают в основном подростки 13–16 лет. Да, не спорю, очень тяжело все это отслеживать, но если делать рейды, проверять бумаги, в том числе и ветеринарные свидетельства, возможно, многие поменяют отношение к животным.
Я бы даже предложила создать некую партию или организацию добровольцев, чтобы мы имели право легально проверять таких людей.
«Не со всеми пунктами согласна»
Регина Смирнова, жительница Вышнего Волочка:
– Много что понаписали годного, но малая толика, как мне кажется, будет контролироваться или исполняться. Не совсем соглашусь про диких животных. У меня есть знакомые, которые держат сов, лося, ворон, оленей, волчицу, енота, но они надлежаще за ними ухаживают и не создают опасности для окружающих. Тем более не из природы выловили, а приобрели уже от давно одомашненных родителей или подобрали тогда, когда иначе животное бы не выжило.
Про собак с намордником и поводком согласна частично. Поводок в людных местах – да, обязательно, но намордник – исходя из характера собаки. Мне свою жалко выгуливать с намордником, это ни к чему, а собака страдает и не радуется прогулке.
Приюты, кстати, резиновые не построишь. Туда же стопроцентно начнут притаскивать и ненужных домашних животных, и незапланированных котят, щенят под покровом ночи.
«Закон не будет работать»
Анна Бурякевич, ветеринарный врач ГБУ «Конаковская СББЖ»:
– Хочется верить, что он будет работать у нас. Опять-таки, закон существовать будет, и это прекрасно, но кто будет заниматься его реализацией, какой орган? Ведь этим должны заниматься люди, которые понимают хоть что-то в физиологии животных и их образе жизни, не говорю уже про тонкости ветеринарии и т.д. Что мы закладываем в понятие ответственное содержание? Кормить и поить? Только этого, например, мало для создания общей картины ответственного содержания.
Если, допустим, брать безнадзорный выгул, то тоже столкнемся с проблемой – кто докажет, что пес Бобик, к примеру, бегающий по улице, мой пес? Никто. Кого наказывать будем? Нет органа, который будет вести учет владельцев животных. Также я имею полное право не пустить на территорию своего дома, где держу животное.
За границей есть зоополиция, которая конкретно работает с животными, отслеживает их судьбу в дальнейшем. В общем, недоработок много, считаю, что стопроцентно закон работать в полном объеме при нынешних условиях не будет.
Екатерина Смирнова