9 января в Твери по приглашению лектория «Живое слово» выступил известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. Он рассказал о последних тенденциях в российском и американском кино, а также в течение часа отвечал на самые разнообразные вопросы зрителей. «Караван» записал некоторые любопытные тезисы Антона Долина.
2018-й – год окупаемости русского кино
У фильма «Т-34» от режиссера «Бригады» Алексея Сидорова большой успех. Он уже окупился и имеет все шансы стать вторым по кассовым сборам за всю историю русского новейшего проката после фильма «Движение вверх». Поясню, что окупаемость – это когда картина собирает минимум в 2,5 раза больше, чем было на него потрачено.
2018-й вообще стал годом самой большой окупаемости русского кино в сравнении с последними годами. В России очень мало фильмов, которые приносят деньги обратно. В прошлом году неожиданно для многих в несколько раз окупились две картины: «Лед» и «Я худею». Если рассказать об этом голливудскому продюсеру, он оценит. На мой взгляд, «Я худею» – очаровательная комедия, а «Лед» – чудовищная бодяга. Но тут не вопрос художественной оценки, тут вопрос того, что у нас научились снимать кино, которое разговаривает на одном языке с самой разной публикой.
Все внимание на прошлом, о реальности – только комедии
В 2018 году вышли три фильма о танках («Танки», «Несокрушимый», «Т-34». – Прим. ред.). Я не припомню, чтобы когда-нибудь в нашей истории такое было. Очевидно, истерическая ситуация, когда постоянно говорят о противостоянии России и всего мира, оказалась благодатна для фильмов, соответствующих теме. Кстати говоря, «Т-34» был задуман Алексеем Сидоровым задолго еще до 2014 года, но именно сейчас настало время этой картины.
Напомню, еще год назад мы смотрели фильм о спортивной победе, а спорт – это своего рода заместитель разговора о войне. «Движение вверх» – это все же не фильм о наших врагах, плохих американцах, а картина о нашей силе духа, о стремлении к победе и о том парадоксе, в котором мы живем: мы любим свою Родину, несмотря на то, что она с нами периодически делает. Я разговаривал с создателями фильма, именно эту идею они пытались заложить.
Символичен провал в прокате «Трех богатырей и наследницы престола». Он был снят замечательным аниматором Константином Бронзитом, автором самого первого мультфильма этой франшизы. Бронзит дважды номинировался на «Оскар» за авторские работы, в том числе за короткометражку «Мы не можем жить без космоса», которую я очень люблю и всем советую посмотреть. Почему же провалились «Три богатыря»? Константин Бронзит попытался сделать фильм про богатырей, которые не воюют. А кому интересна пушка, которая не стреляет?
Самые яркие авторские работы также отличаются тем, что это фантазирование о прошлом. «Война Анны» Алексея Федорченко рассказывает о сороковых, «Довлатов» Алексея Германа-младшего – о семидесятых, «Лето» Кирилла Серебренникова – о восьмидесятых… Все эти фильмы обвиняли в том, что все в действительности происходило не так.
Любопытный момент: в России мы вечно пользуемся прошлым, чтобы представить настоящее. Реальность в нашем кино если и появляется, то в искаженном или комедийном виде. Действительно, не всерьез же говорить о нашем настоящем. Есть такой современный анекдот: «Вышел из кинотеатра и увидел «Левиафан». О реальности в России снимают комедии вроде «Полицейского с Рублевки» и «Елок».
Кстати, я испытал некую сентиментальность от просмотра фильма «Елки последние», видимо, осознавая, что это последний фильм и больше их не будет. При всей сусальности «Елок», вместо размахивания оружием там было миролюбие. Это фильм о России, где все друг друга любят. Наверное, не случайно в 2018 году эту главу закрыли.
В России говорят о войне, а в мире зазвучала музыка
Смешно выглядят попытки сражаться с зарубежным кино и запрещать его. Фильм «Смерть Сталина» признан лучшей европейской комедией года. Режиссер на награждении сказал со сцены, что фильм в России запретили и нашли его антихудожественным. И в этот момент все засмеялись, восприняв это как шутку. Никому в голову не приходит, что такое может быть всерьез.
Главными в американском премиальном сезоне стали три фильма, все они о музыке: «Богемская рапсодия», «Звезда родилась» и «Зеленая книга». Мюзиклы возвращаются на экран, они нужны людям. Посмотрите «Мэри Поппинс возвращается» – это старомодное кино с полноценными музыкально-танцевальными номерами, многие смогут сравнить его с «Мэри Поппинс» Леонида Квинихидзе 1984 года.
Пока в России мы в кино все чаще говорим о войне, в мире неожиданно зазвучала музыка. И она оказалась тем связующим звеном, которое позволяет отдох-нуть не только от холодной, но и от расовой и гендерной войн, которые охватили американское общество.
У фильма «Богемская рапсодия» сменилось несколько режиссеров, в результате картина снята без единого. Главный герой этого фильма – музыка, в нем нет яркого сюжета.
Фильм «Звезда родилась» – это легендарный сюжет американского кино, история успеха. В главной роли вообще не актриса, а певица Леди Гага. Если бы не ее вокальные данные, фильм бы не получился. Мне эта картина не нравится, она кажется довольно плоской, но музыка держит.
На «Зеленую книгу» Питера Фаррелли, автора знаменитой комедии «Тупой, еще тупее», я всем советую сходить. Это фильм о музыке, которая, с одной стороны, помогает разрешить любой конфликт, но, с другой стороны, указывает на неразрешимость этих конфликтов.
Один из главных русских авторских фильмов года тоже на музыкальную тему – «Лето» Кирилла Серебренникова. Он существует в той же плоскости. Это фильм о музыке, которая побеждает любые противоречия, в том числе разных эпох и разных культур.
Журнал – это как топор в сказке «Каша из топора»
После выступления Антона Долина слушатели могли задать любые вопросы. Мы приводим только часть из них.
– Как вам в должности нового главного редактора «Искусство кино»?
– Это тяжело и физически, и психологически. Я никогда в жизни не пошел бы работать главным редактором журнала «Искусство кино», если бы меня об этом не попросил попечительский совет и коллектив. Вы знаете, что произошло: умер Даниил Дондурей, и журнал остался без управления. Я выгляжу молодым человеком, но я был воспитан «Искусством кино», и первая моя серьезная публикация была сделана именно в этом журнале. У журнала непростая ситуация – колоссальные долги, деньги мы собираем с миру по нитке.
Я провел небольшую реорганизацию. От 12 номеров в году мы перешли к шести сдвоенным, каждый из которых концептуален, их можно читать и через несколько лет, они не устареют. При этом количество материалов стало даже больше, чем было при Дондурее, как ни парадоксально. Тираж увеличился с 1000 до 3000 экземпляров, при этом все они распродаются.
В январе этого года мы подводим итоги сценарного конкурса, было рассмотрено около 800 работ. В состав жюри, кстати, входил и Кирилл Серебренников, у которого, как вы знаете, высвободилось время (режиссер находится под арестом. – Прим. ред.), он отобрал хорошие сценарии.
Мы учредили премию журнала «Искусство кино», которую даем за лучший дебют, лучший сценарий, лучший фильм года. Редакция учредила собственное издательство, и в России впервые после Швеции были опубликованы дневники Бергмана. В конце января мы проводим фестиваль кино, доступ на который будет бесплатным, необходимо лишь пройти регистрацию на сайте… Мы проводим кинопоказы в разных городах, в частности, с отреставрированным фильмом «Сталкер». Также мы открыли школу «Искусство кино».
В общем, у корпорации «Искусство кино» дела идут хорошо, а насчет журналов сейчас вообще много вопросов. Я следую концепции «Каши из топора»: журнал – это топор, а вокруг него варится каша. Как известно, кашу без топора не сварить.
В России предубеждение против комиксов
– Как вы относитесь к творчеству видеоблогера и обозревателя кино BadComedian?
– Я нормально отношусь ко всему, что помогает людям смотреть кино. Хотя я не уверен, что именно это помогает. Я, например, не в состоянии осилить двухчасовые видеообзоры, но это смешно для молодежи, ей нравится, мой сын смотрит. У BadComedian явный талант комедиографа, однако знания в области кино оставляют желать лучшего. Как-то в его интервью прочитал: он критикует фильм «Притяжение» за то, что там героиня курит, пьет и занимается сексом; он считает, что это непедагогично. Я увидел в блогере маленькую Мизулину.
Но пусть он делает то, что делает, если людям нравится – хорошо. Но вот конкретный пример: фильм «Движение вверх» имел хорошие оценки на «Кинопоиске», картину посмотрело большое количество людей. Потом BadComedian раскритиковал фильм, рейтинги упали. Это говорит о том, что люди, которые смотрят BadComedian, фильмы не смотрят. То есть одни смотрят фильмы, другие – BadComedian. Потом люди горделиво говорят: «Я фильм не смотрел, зато обзор посмотрел». Типичное «Пастернака не читал, но скажу».
– Как вы относитесь к тому, что фильмы-комиксы стали претендовать на серьезные кинопремии?
– В России есть некое предубеждение насчет комиксов. Они очень разнообразны, есть комиксы совершенно мейнстримные, а есть сложные, интеллектуальные, экспериментальные. Умберто Эко обожал комиксы про «Супермена». В России просто недоразвита эта культура. «Черную пантеру», например, сделал Райан Куглер – человек, пришедший из авторского кино. Если Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию за музыку, почему фильм «Черная пантера», куда он писал саундтрек, не может получить «Оскар»? Ужасно, когда плохой фильм получает «Оскар», а не тогда, когда его получает комикс.
Нет разницы между Иваном и Джеком
– Есть ли сейчас фильмы, которые можно показывать детям?
– Кино для детей есть, просто нет отечественного. Например, фильм «Аквамен» – это современный «Илья Муромец», который, когда снимался Александром Птушко, был абсолютно на уровне мировых стандартов. Но мы разучились снимать такие фильмы, сейчас все это лучше делает Голливуд.
Психологические подростковые фильмы тоже хорошо делает Голливуд. Раньше подростки смотрели фильмы типа «Сто дней после детства», они замечательные, они соответствовали государству, в котором мы жили, и эпохе. Эти фильмы были очень целомудренные, однако сейчас молодежь знает, что такое секс, уже лет с 12. В России раскованные фильмы на эту тему снимать научатся не очень скоро, а в Америке уже снимают, как и в Дании, во Франции и т.д.
В 2017 году вышел фильм «Леди Берд», я бы всем тинейджерам его показывал. Там обсуждаются темы секса и противозачаточных средств, многие мамы и бабушки побояться его показать своим детям, но это именно те фильмы, которые нужно смотреть.
В прошлом году вышел тончайший фильм про мальчика, у которого разводятся родители, – «Дикая жизнь». Смотрите хорошие фильмы, нет никакой разницы, зовут главного героя Ваня или Джек.
– На ваш взгляд, какие фильмы сейчас больше важны людям – воспитательные или развлекательные?
– Не хочу вас расстраивать, но сегодня для зрителей кино нужно как развлечение. Это связано и с тем, какую тяжелую жизнь мы сейчас ведем. Это не значит, что люди тупые, они могут быть интеллектуалами, просто хотят развлечься. Я в декабре работал по 20 часов в день, семь дней в неделю, и мне показали фильм «Аквамен». Мне было очень хорошо, голова выключилась. Всегда, конечно, будет аудитория, которая хочет от кино мысли. Например, у нас очень большая аудитория для фильмов Ларса фон Триера.
***
Антон Долин дал залу небольшое домашнее задание – подписаться на Netflix и получить доступ к просмотру современного кино. Первым делом он рекомендовал посмотреть шедевр «Рома» мексиканского кинорежиссера Альфонсо Куарона, рассказывающий про важность семейных отношений. Один из его советов также состоял в том, чтобы зрители объединились в киноклуб и договорились с кинотеатром о проведении сеансов авторского кино. Группа энтузиастов ухватилась за эту идею. Кроме того, от киноклуба всегда можно аккредитоваться, например, на Каннский фестиваль.
Люди уходили со встречи с вдохновенными лицами. Большое искусство – это не только создавать кино, но и смотреть его.
Подготовила Екатерина Смирнова