Ватага ряженых с деревянной лошадью, плюшевой козой и светодиодной вифлеемской звездой под гармонь и балалайки на минувших выходных обходила частный сектор Торжка и останавливала машины. Не все хозяева оказались верными русским традициям, но тем не менее молодым ребятам удалось набрать мешки подарков. «Караван», принявший участие в колядках по приглашению одного из вдохновителей мероприятия Игоря Кондратьева, рассказывает, как это было.
Группа колядовщиков собралась во Дворце культуры. В основном это были молодые люди в различных масках – деревянных и тряпичных. Логотип рок-группы AC/DC на чехле для балалайки и иностранные надписи на инструменте вроде Freak out! («Чуди!») выдавали в одном из музыкантов открытость не только к народной, но и к «басурманской» культуре. Двое парней несли на себе конструкцию лошади. Девушки из народного коллектива в свете самодельной вифлеемской звезды были само очарование. Всего собралось около 60 человек колядовщиков, туристов и любопытствующих.
– Пойдем от этой хаты, отжатой у барина, в частный сектор! Там много денег! – окая, возгласил Игорь Кондратьев, которого было не узнать за деревянной маской. – Никого не боимся!
По дороге колядовщики обступали припаркованные на обочине автомобили.
– Дай пирога козе на рога! – кричали маски, прижимаясь к стеклам машин. – Открой окошко, подай баранью ножку!
Когда прибаутки кончались, колядовщики начинали истошно вопить одно слово: «Да-а-ай!» – и прибавлять что-нибудь вроде: «Не дашь денег – бензин повысится в пять раз!» Водители со смехом рылись в кошельках и отдавали добро, отмахиваясь: мол, теперь отстаньте!
Но водителям деваться было некуда. А вот многие хозяева частных домов не открывали двери и испуганно глядели в окошко.
– Не дашь колбасу – я всю хату разнесу! – в шутку угрожали колядовщики. – Сосульки-то мы вам пообломаем!
Действительно, сосульки были единственным, что сокрушили ребята.
Заметно было, что чем беднее дом, тем более открытые люди. Колядовщикам через окна давали конфеты, мандарины, рыбу и даже самогон.
– Нерусская я! – сказала женщина восточной внешности.
– Душа у тебя русская! – парировали колядовщики.
– Хорошо, сейчас принесу! – и женщина вприпрыжку побежала за яблоками.
На одном из домов была строгая надпись: «Объект охраняется полицией», за воротами хрипел какой-то медведь. Но над крыльцом висело изображение Христа, дверь открыл священник и поделился сладостями с молодежью.
В одном из магазинов ряженым дали целый пакет конфет. А вот в сети «Красное и белое» не были столь щедры.
– Вы чего курите, ребята? – спросили продавцы.
– Не скажем, если ничего не дашь. Не дашь колбасу – всю витрину разнесу.
– Не можем, нам нельзя. Камеры стоят.
– Открывайте сундуки, доставайте пятаки! Кто колядовщику денег даст, тот богатым будет.
– Лучше приходите к нам домой…
– А вот и придем! И вы еще пожалеете! Детишек ваших украдем и щекотать будем!
«Чувствую, разорится эта франшиза» – таково было резюме колядовщика.
***
А колядки были только лишь началом веселья.
«Вернулись в избу под названием «ДК» и на столе все разложили. И пили чай с дарами добрых горожан», – пишет Татьяна Соколова, автор проекта «Экспедиция в Торжок».
Торжок гулял до полуночи: был и рождественский вертеп, и танцы, и гадания, и покойника заносили… Исконные русские традиции кажутся чем-то загадочным, и нужно их объяснять и популяризировать.
– Расскажите своим родителям, друзьям о колядках, чтобы они в следующий раз нас обязательно пустили! – сказал Игорь Кондратьев.
По его словам, у праздника не было единого организатора – все произошло как-то само собой, люди начинают вовлекаться в городскую жизнь, и это здорово.
В ближайшее время «Караван» подробнее расскажет об исконных русских традициях и о том, как им правильно следовать.
Дмитрий Кочетков