Знаменитый либерал из Твери. К 190-летию со дня рождения Алексея Унковского

15.01.2019, 13:50

Половинчатой реформе об освобождении крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, подписанной императором Александром II, предшествовали выступления в ее пользу земских деятелей. Среди тверских земцев в этом отношении знаменит Алексей Михайлович Унковский.

Это было время императора Николая I, поэта Пушкина, отставного генерала Аракчеева.

Алексей Унковский родился в исчезнувшем давно сельце Дмитрюково Тверского уезда возле дороги на Старицу, недалеко от Волги и от истока Тьмаки. С датой рождения и смерти Алексея судьба сыграла забавную шутку: по старому стилю он родился 24 декабря 1828 года, а по новому это 5 января 1829 года, умер 20 декабря 1893 года – это по старому стилю, а по новому – 1 января 1894 года. Поэтому иногда в изданиях можно увидеть даты его жизни в таком исполнении: 1828/1829 – 1893/1894.

Семья Унковских принадлежала к небогатому и не очень старинному (с XVI века) дворянскому роду. Правда, в «Ономастиконе» С.Б. Веселовского приводятся данные о наличии на Руси более древних носителей этой фамилии: в Новгороде конца XV века это Иван Евстафиевич Унковский, а также опричник Курака Тимофеевич Унковский, казненный в 1572 году.

Исследователь жизни и деятельности А.М. Унковского тверской историк и крае-вед Владимир Дмитриевич Чернышов приводит такие архивные данные: «Генваря 1-го Тверского уезда сельца Дмитрюкова у помещика штабс-капитана Михаила Алексеева Унковского жена Анна Павловна родила сына Алексея». Крестили его 3 января, а в 1839 году отец Михаил Алексеевич при ходатайстве о подтверждении дворянства 11-летнего сына и его устройстве на учебу в казенное заведение указал именно 24 декабря 1828 года. Сам А.М. Унковский тоже придерживался этой даты. И далее будем основываться на исследованиях Владимира Чернышова.

 

Исключение из лицея за стишок

В 1833 году в возрасте 29 лет умерла мать, и воспитанием Алексея занимались отец и одна из теток – Наталья. Воспитание шло в русле добра, честности и справедливости, роскоши не было, главной целью в помещичьей семье были достаток, теплый угол, добропорядочное воспитание на фоне незатейливых общений с дворовыми и крестьянскими ребятами. Читать и писать Алексея научили местные учителя, в том числе бывший военнопленный из армии Наполеона саксонец И.И. Энгельгардт, много рассказывавший ученику о революции и судьбах королей.

В 1840 году 11-летнего сына отец отдал на учебу сразу в 3-й класс в Московском дворянском институте-пансионе для воспитания и образования детей дворян. Он располагался в центре Москвы, имел хорошую репутацию, несмотря на применение розог в наказаниях провинившихся, и был сравнительно недорогим – 300 рублей серебром за год учебы. Алексей учился хорошо и в 1843 году был направлен на бесплатное обучение в лицей в Царском Селе под Петербургом, так как окончил институт первым учеником своего класса.

Первый удар властей по Унковскому произошел еще в лицее. Свободомыслие лицеистов царило там еще со времен Пушкина, вот Алексей и сочинил стихотворную вещицу с сатирой на существующие порядки. При очередном обыске вещей лицеистов у одного из них нашли этот текст. Выручая товарища, Унковский прямо и открыто заявил о своем авторстве. Следователи выяснили еще и факт посещения им кружка Петрашевского, который был под надзором полиции. Все это закончилось исключением Унковского из лицея за вольномыслие.

Произошло это в 1844 году, Алексею было 16 лет. Он уехал домой в Дмитрюково и пробыл там до середины 1846 года, планируя поступить в Московский университет, самостоятельно изучая русскую и иностранную литературу, выезжая иногда в Тверь, там у них был свой дом на улице Скорбященской (ныне улица Андрея Дементьева). Осенью 1846 года Алексей становится студентом юридического факультета Московского университета.

 

Вольная дворовым и борьба с коррупцией

Большое влияние на мировоззрение Унковского оказывали лекции Т.Н. Грановского и К.Д. Кавелина, о которых очень хорошо отзывались в воспоминаниях другие известные в России люди.

Приехав в декабре 1848 года на каникулы в Дмитрюково, Алексей принял участие в защите интересов отца от поползновений на имущество семьи одного из родственников – В.Д. Головина. Судебные бумаги помог оформить студент Унковский.

Университет окончил в 1850 году, принял предложение поступить на службу в Московский главный архив МИД. Предложение сделал управляющий архивом Михаил Оболенский – дальний родственник покойной матери. Алексея привлекало то, что здесь можно было заниматься издательским делом, литературой, и 21 февраля 1851 года появился на свет губернский секретарь в должности помощника столоначальника.

А через год в январе 1852 года умирает отец, и Алексей к лету этого года становится тверским помещиком, владельцем 158 ревизских душ и 1340 десятин земли (включая и наследство под Вологдой). Окружающих помещиков и дворян ошеломил дерзкий поступок Унковского – он предложил своим дворовым людям вольную! Но те в большинстве своем отказались и остались служить в имении. Среди крестьян новый хозяин старался ввести вместо барщины вольный труд. Заметим, что это было за несколько лет до реформы 1861 года.

В имении тишь да гладь. Деятельному Алексею Унковскому не хватало городской суматохи, поэтому он переписывался с писателем И.И. Лажечниковым, с председателем Тверской казенной палаты А.К. Жизневским, наезжал в Панафидино к знакомым, общался с окружающими дворянами. Видя такую жизнедеятельность, дворяне поручили ему попечение Тверской городской больницы, избрали депутатом по проверке денежных отчетов, собираемых на нужды земства.

Юрист по образованию, Алексей со знанием дела анализировал официальные бумаги, вскрывая нарушения губернских чиновников. Возник конфликт с губернатором Бакуниным, в союзе с другим депутатом от дворян Корчевского уезда тоже юристом Алексеем Головачевым (двоюродным братом Унковского) Алексей требовал использовать земские средства по назначению. Говоря современным языком, эта пара вольнодумцев боролась с коррупцией. Начальство во главе с губернатором всячески мешало нашим инициаторам. Тогда Унковский с Головачевым направили письмо министру внутренних дел Бибикову. Это послужило началом настоящей войны губернских властей с неподкупной земской парой.

 

Осиное гнездо мздоимства

Наблюдая за деятельностью независимого Унковского и его соратника, возросший его авторитет, тверские дворяне уговорили Алексея баллотироваться на должность уездного судьи. 4 января 1854 года его избрали, он стал первым судьей с университетским образованием.

Тогдашний суд, можно сказать, был осиным гнездом мздоимцев, в делах царила неразбериха, отсутствовала дисциплина, об этом хорошо рассказано М.Е. Салтыковым-Щедриным в «Пошехонской старине». Новому судье приходилось трудиться даже по ночам. Скрепя сердце губернатор Бакунин пожаловал Унковскому чин коллежского асессора – восьмой чин по табели о рангах, скромный чин.

Обстановка в империи тем временем накалялась. Шла неудачная Крымская война 1854–1856 годов, в феврале 1855 года умер император Николай I, на престол вступил его сын Александр II, в элитных кругах российского общества вызревало вольнодумие и недовольство сложившейся ситуацией, в кулуарах земств и администраций всех уровней на словах все были за реформы. Это не проходило мимо судьи Унковского, на мировоззрение которого влияли такие знаменитости, как драматург А.Н. Островский, актер П.М. Садовский, А.И. Герцен с его «Колоколом». Авторитет провинциала Унковского продолжал возрастать.

В декабре 1856 года произошло собрание тверских дворян, рассмотревших отчет губернского комитета земских повинностей за три года. Отчет не был утвержден, дворяне явно были против стиля работы губернатора Бакунина. Унковского, сложившего полномочия судьи, избрали первым кандидатом (заместителем, если по-современному) предводителя дворян Тверского уезда да еще кандидатом в почетные попечители губернской гимназии. Правда, на этот пост он не прошел, но баллы своей известности заработал.

 

Публикация в «Колоколе» и ссылка

В январе 1857 года император принял неожиданное для тверского дворянства решение – он не утвердил предлагаемую кандидатуру на пост тверского губернского предводителя ни А. Озерова, ни князя А. Путятина в качестве второго кандидата. Сыграли роль, видимо, крепостнические настроения кандидатов, а у императора был другой настрой. На собрании дворян выдвинули кандидатуру Алексея Унковского, и 12 апреля 1857 года Александр II утвердил Унковского в качестве предводителя дворянства Тверской губернии. Это был взлет провинциала!

По-разному отнеслись к этому событию дворяне, но против решения царя ведь не пойдешь, даже губернатору Бакунину это не по плечу.

Итак, во главе дворянской элиты губернии встал искренний сторонник реформ, которых империя ожидала почти с нетерпением. Процитируем нашего историка Владимира Чернышова: «С первого же дня предводительской службы на Унковского навалилось столько забот, что приходилось много работать, встречаться со многими людьми, участвовать в разрешении многочисленных просьб и жалоб. Как предводитель Алексей Михайлович должен был председательствовать и участвовать в десятке различных губернских комитетов, комиссий и присутствий. Дня не хватало». А в голове у него постоянно присутствовала мысль-идея разработки программы по отмене крепостного права.

27 декабря 1857 года новый предводитель ознакомил дворян со своими основными идеями по освобождению крестьян: освободить надо быстро, а не постепенно; наделить освобожденных необходимым количеством земли за выкуп с помощью государства; оплатить помещикам стоимость свободы крестьян. 7 августа 1858 года избранный тверской комитет по улучшению быта крестьян на своем первом заседании обсудил идеи Унковского и в целом одобрил их. К февралю 1859 года было разработано Положение об улучшении быта крестьян, в этом состояла заслуга его руководителя Унковского. В апреле 1859 года записку Унковского опубликовал Герцен в своем «Колоколе», вследствие чего она стала знаменитой уже во всей России. Как видим, значимость идей тверского реформатора росла по нарастающей. Не всем это нравилось.

В декабре 1859 года состоялось очередное губернское дворянское собрание с повесткой о перевыборах губернского и уездных предводителей. Противникам Унковского удалось с помощью клеветнических заявлений о якобы его финансовых нарушениях при строительстве здания мужской гимназии в Твери прокатить его кандидатуру. Однако следствие выяснило, что нарушений не было.

Затем дворяне захотели обсуждать крестьянский вопрос, несмотря на запреты. В пользу обсуждения выступил дружески настроенный к Унковскому депутат А. Европеус, находящийся под надзором полиции. Обратились с письмом к императору, первая подпись в письме – Унковского. На этот раз Александр II удалил его от должности предводителя и приказал возбудить следствие по причине допуска А. Европеуса на собрание. А по доносу, в котором писалось, что якобы Унковский, Головачев и Европеус готовят съезд 120 дворян губернии с целью исполнить мысль об уничтожении барщины и о даровании крестьянам свободы, и который дошел до царя, было принято решение в 1860 году сослать Унковского в Вятку, а Европеуса в Пермь.

Это стало вторым наказанием Унковского от власти.

Продолжение следует.

Борис Ершов

140 0
Лента новостей
Прокрутить вверх