РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ О КОВЧЕГЕ ЗАВЕТА, ХРАМЕ СОЛОМОНА И САКРАЛЬНОЙ КРОВАТИ
Прошлый субботний вечер я провёл в Твери, в доме архитектора Владимира Образцова. Это, наверное, на сегодня самый глобальный архитектор на планете. У него очень необычная квартира. Она в самом центре города, в доме, примыкающем к зданию университета. Я думаю, что всякий человек мечтает жить в такой квартире с детства. Например, там из предбанника сауны есть выход на крышу. По крышам соседних домов проложена тропинка, по которой можно прогуливаться. Там оборудованы площадки, где можно посидеть на лавочке в подвесном зимнем садике и полюбоваться сверху на улицы Твери, и даже есть место для барбекю. Забавно жарить шашлык на крыше и наблюдать за жизнью на главной пешеходной улице Трёхсвятской.
Но самое забавное — это широкая кровать. Она расположена в маленькой комнате точно на меридиане, проходящем через русский остров Соловки на Белом море и Иерусалим. Оказывается, Иерусалим, Тверь, и Соловки находятся на одном меридиане — это мне показалось символичным, так как давно замечено, что всё на планете рассоложено не абы где, а в строго предопределённых местах.
«Вся история Соловков заключала в себя кладези прекрасных душ, владеющих высшими тайнами премудрости Божией. Куда ушли они?.. Русский народ ничего не знает…». Так сказал как-то об этом архипелаге в Белом море с храмами архиепископ Иоанн.
В этот вечер в гостях у архитектрора Образцова был, кроме меня, москвич Сергей Морозов, генеральный директор Фонда стратегического продвижения. Он сидел с открытым ртом, когда у нас с архитектором Образцовым развернулась дискуссия о «особой миссии Твери». Теория «тверского пупизма» захватывает умы все большего числа людей, и не только тверитян, но и жителей других мест.
Вообще-то, с архитектором Владимиром Образцовым мы рассуждали о месте возможного строительства нового глобального Храма, по существу, восстановления Храма Соломона. Создание центрального Храма в древнем мире олицетворяло объединение всех народов древних царств. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись на поклонение со всех концов мира.
В первобытные времена божества невидимо странствовали «в шатре и Скинии» вслед за царём. Царь Давид торжественно перенёс Ковчег Завета в такой шатёр, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Единому Богу. Перенеся Ковчег Завета, символ присутствия Бога, в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен древнего мира.
Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа. Он намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону. Имя Соломон созвучно слову Соловки.
Где этот храм находился, сегодня неизвестно, но мы с Владимиром Образцовым склоняемся к мысли, что его следует искать на меридиане, проходящем через Соловки — Тверь — Иерусалим. Кстати, Соловки — это обратное чтение слова Волос (или Велес) — это русский Бог в эру Тельца (4 — 2 тысячелетие до н.э.). Тверь — «Дверь на небеса». Через Тверь протекает река ВОЛга, которая берет начало на горе ВАЛдае.
На прошлой неделе в Твери в научной библиотеке им. А.М. Горького под патронажем партии «Единая Россия» прошел форум «Стратегия-2020». Приехало много важных гостей из столицы.
На тех секциях, которые я посетил, говорили в основном о том, что необходимо для регионов создать региональные мифы. В качестве положительного примера приводился Томск, который объявил себя не только городом газа и нефти, но и высоких стандартов образования. А тек же город Пермь, в котором благодаря политологу и эстету, приглашенному из Москвы, Марату Гельману происходит пермская «культурная революция». Пермь позиционирует себя как культурная столица России. Это уже привело к тому, что из Перми сократился отток молодёжи.
Нравоучительный тон московских гостей на форуме «Стратегия-2020» свидетельствовал о том, что они даже не догадывались, что находятся в городе, в котором, собственно, и была сформулирована доктрина «мифотворчества как ресурса регионального развития». Эти тему лет 10 — 15 назад широко обсуждали авторы, которые группировались вокруг газеты «Караван+Я». Более того: были названы семь наиболее важных потенциальных брендов Твери, которые превращали её в мировой город. К таким брендам относились — «Культурная столица», «Университетский город», «Город программистов». На сегодня все эти бренды «украдены» у Твери. По существу, Пермь, Томск и Сколково — это дурные копии глобального бренда Твери, который ещё не проявил себя в должной мере. Но скоро проявит.
Впрочем, проекту «Тверь — мировой город» необходим продюсер. И Марат Гельман очень подходящий для этого человек. Похоже, что губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин пытается «заманить» Гельмана в Тверь. Проект, под который он приглашается — намерение превратить Тверь в «гуманитарное» Сколково. В частности, идёт речь о создании «издательского рая». Собственно, это одна из моих идей, высказанная еще 10 лет назад, о необходимости позиционирования Твери как главного центра книгопечатания в России.
В Твери уже есть три огромных полиграфических комбината. Идёт речь о создании комфортной среды обитания бизнеса и искусства, связанного с книгоизданием. Это высокотехнологичное интеллектуальное творчество, включающее в себя авторов, редакторов, переводчиков, художников, программистов, оформителей, литературных агентов, юристов соответствующего профиля, ивент-менеджеров и др. Основным центром города должен быть Музей современного искусства, а не завод, считает Гельман.
Мировой тренд — это «очеловечивание» технологий. Гельман видит в этом суть проекта. Он входит в Совет по Сколково и считает, что создание гуманитарного кластера станет прекрасным дополнением технологического кластера. Однако Марат Гельман вряд ли в силу своего воспитания поймет истинный замысел демиургов относительно Твери.
Вообще жизнь в провинциальной Твери приобретает всё большее очарование. Согласитесь, есть своя прелесть в том, что когда ты заходишь в кафе, официантка, завидев тебя у входа, наливает 50 грамм твоего любимого виски и ставит на стол пирог, который ты всегда заказываешь, даже не спрашивая. Я два раза в год хожу к своему врачу Николаю Баженову. Он сын профессора, доктора медицинских наук, член-корреспондента РАМН Дмитрия. Баженова. Важно доверять своему доктору. Николай сравнивает себя со следователем. Он всегда ищет причину болезни, а не лечит её симптомы. Он философ по своей сути, напоминает древних арийских лекарей, создателей аюрведы.
Когда у меня плохое настроение, я иду к своему парикмахеру Ольге Коршуновой. Она очень хороший стилист, к ней ездят гламурные клиентки из Москвы. Согласитесь, есть какая-то основательность в жизни, когда ты знаешь, где отдыхала в отпуске твоя парикмахер и как здоровье её мамы.
Эту неторопливую жизнь в центре мира ещё надо заслужить. В «дальних пригородах» Твери, Москве и Санкт-Петербурге, сумасшедший темп жизни, автомобильные пробки и неискренность отношений. Самые дальновидные уже приезжают жить в Тверь навсегда. От моего дома на скоростном поезде «Сапсан» до площади «Трёх вокзалов» в Москве можно доехать за час, а до Невского проспекта в Санкт-Петербурге — за два с половиной. Это совершенно иная ситуация, которую москвичи пока не осознали. Но это даже хорошо. Нам с архитектором Владимиром Образцовым надо ещё успеть построить в окрестностях Твери наш Храм.
Я иногда посещаю матушку Ольгу, настоятельницу Николо-Теребенской пустыни недалеко от Максатихи, на границе Тверской, Новгородской и Вологодской областей. Это святое место, где раньше располагались подземные церкви православных заволжских старцев. Сегодня здесь проявляются старые фрески. Однажды настоятельница рассказала, что пришёл странный мужчина и принес удивительную карту. На ней все монастыри севера России, включая Николо-Теребеньскую Пустынь, были соединены линиями. Между всеми монастырями оказывается одинаковое расстояние, а на получившемся рисунке явно проступал образ Ковчега. Кстати, сама Николо-Теребеньская пустынь тоже находится на линии Соловки, Максатиха, Тверь, Иерусалим.
Тверские художники, такие как Всеволод Иванов и Александр Угланов, приобретают мировую известность за счет своих картин на русскую тему. Мои книга «Рождение Руси», «Сакральная география» бьют все рекорды продаж. Наступает время «умной экономики, умной политики и умной идеологии».
Даже следуя тверской логике, в последние годы социологами и политологами США стала активно обсуждаться так называемая «транспартийная политика», «радикального централизма». «Воссоединяющаяся Америка» стремится стать, по выражению американцев, «транспартийной кампанией политического примирения». Эта философско-религиозная доктрина называется «Умным деланием».
Так успеем мы построить новый храм Соломона?
Геннадий КЛИМОВ