Главным событием начала января обычно является Гайдаровский форум. Несмотря на тенденциозность и уклон в сторону правого либерализма, Гайдаровский форум – повод для экспертов увидеться, обсудить планы на будущий год и понять, какова она – посленовогодняя реальность, где мы проснулись, под какими елками.
Что такое бедность по-русски?
В этом году основными темами форума были социальное неравенство и цифровизация. Касаются эти темы разных слоев населения, и под цифровизацией все больше имеются в виду красивые слова, при помощи которых будут потрошиться бюджеты разных уровней. А про неравенство неплохо бы поговорить подробнее.
Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что число россиян, живущих за чертой бедности, снизилось на полпроцента и официально бедными признаны 13,3% населения. Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что ситуация с бедностью усугубляется экономическим неравенством. И для преодоления этого неравенства, покрытия, так сказать, дефицита, России нужно 800 млрд рублей в год, чтобы каждый гражданин мог дотянуть до прожиточного минимума.
Нам довелось послушать на Гайдаровском форуме выступление ведущего специалиста по экономической географии регионов Натальи Зубаревич. По ее словам, сегодня богатые россияне, причем речь идет не об олигархах, а о высшем слое среднего московского класса, в 16 раз богаче бедных. Это такой же показатель, как в Латинской Америке. И надо учитывать, что это неравенство возникло в течение жизни одного поколения – в СССР разница в доходах была максимум в три-четыре раза. Половина работающих в России получают зарплату – 17–44 тыс. рублей. Каждый пятый работник получает меньше 15 тыс. рублей. В среднем по России прожиточным минимумом считается 11 тыс. рублей. Половина его – продовольственная корзина, заполненная в основном дешевыми овощами. Остальное – ЖКХ, транспортные расходы и минимум промтоваров.
Кстати, во всем мире не высчитывается такой абсолютный прожиточный минимум. Считается средняя медиана между доходами богатых и бедных. Средняя медиана растет – допустимый уровень бедности тоже подтягивается за ней, людям, получающим половину от этой медианы, государство помогает. Сейчас методику вычисления бедности согласно этой средней медиане хотят применять и у нас. Но лично Наталью Васильевну Зубаревич пугает, что в России слишком хорошо умеют подстраивать цифры под задачи.
Есть еще один способ вычислять бедных людей: согласно соцопросам, 29% россиян признались, что им не хватает денег даже на еду. И прежде всего на бедность и социальное неравенство влияет местожительство опрашиваемых. Чем дальше от столицы и крупных городов, тем беднее люди.
Понятное дело, все не могут уехать на заработки в другие регионы. Хотя в бедных областях не редкость ситуация, когда мать работает в Москве или Санкт-Петербурге няней или сиделкой, отец вахтовым методом где-то добывает нефть или рубит лес, а дети растут с бабушкой.
Зона 500 километров вокруг Москвы, в которую входит Тверская область, поставляет столице врачей, медсестер, охранников, секретарш, которые осуществляют «маятниковую миграцию», мотаются туда-сюда на электричках. Эта миграция не отражается в статистике, а взять в охапку всю семью и переехать в Москву способны немногие. Однако и такая, официальная миграция, очень велика – примерно 200 тыс. человек в год.
Эту тему – региональный аспект социальных вызовов – в соседней аудитории обсуждали вице-премьер Татьяна Голикова, министр финансов Антон Силуанов, калужский губернатор Анатолий Артамонов, рязанский Николай Любимов, нижегородский Глеб Никитин и еще ряд региональных начальников. Нашего Игоря Рудени замечено не было. Хотя накануне Гайдаровского форума Руденя подписал соглашение с представителями Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), где обычно проходит форум, о подготовке кадрового резерва и о создании в Тверской области центра чиновничьих компетенций.
Регион на Гайдаровском форуме представлял министр экономического развития Иван Егоров. Закончилось это для него не очень хорошо – подхватил вирус и слег с температурой 39 градусов.
Проверка Генпрокуратуры
Тем временем в России набирает обороты движение регионов, которые хотят, чтобы им, как Чечне, списали газовые долги. С такой инициативой уже выступили депутаты Смоленского Заксобрания, представители Чувашии и еще ряда регионов. В Тверской области петицию о списании газовых долгов создал активист Артем Важенков – наши газовые долги одни из самых больших в стране и продолжают расти, несмотря на то, что губернатора Руденю считают человеком председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова и что именно для разрешения данной проблемы, а также продолжения газификации Тверской области он сюда и прибыл. Сейчас, насколько нам известно, Игорь Руденя не смог подписать на этот год соглашение о реструктуризации долгов с «Газпромом». Газификация, которую так долго ждал запад Тверской области, опять приостановлена.
А еще в регион внезапно нагрянула проверка Генпрокуратуры. Дело в том, что в Тверской области появился новый областной прокурор Сергей Лежников. И видимо, ему и его федеральному руководству надо знать истинное положение дел. В связи с «делом Шафороста» особенно тщательно будет проверяться министерство контрольных функций (напомним, Виктор Шафорост, министр контрольных функций Тверской области, задержан в Москве за разбой), а также министерство природных ресурсов, министерство имущественных отношений и тверское управление МВД. Проверка нагрянет в шесть муниципалитетов – из тех, что знаем, назовем Ржев, Торжок, Бежецк, Бологое, Калининский район.
Как говорят, особенно тщательно будет проверяться мусорный полигон в Славном, уже переполненный и закрытый.
Тверские будни: мусорные кучи и прорывы теплотрасс
Как известно, вхождение Тверской области в исполнение нового федерального закона о мусоре стало главным скандалом посленовогодних дней. Мусор со дворов не вывозился, и речь шла о том, что за это безобразие нам предстоит платить около 200 рублей с носа.
15 января губернатор Игорь Руденя сообщил, что для всего региона вводится единый тариф на вывоз мусора – 96 рублей 50 копеек с человека в месяц. Это означает, что нормативы понизили, но, поскольку потребление никуда не делось, жить нам с мусорными кучами во дворах. Единый региональный оператор, которым по конкурсу стало ООО «ТСАХ», не сможет развиваться, закупать новую технику. Притом что единственный открытый цивилизованный полигон по утилизации ТБО находится в Удомле.
20 декабря удомельские депутаты приняли обращение на имя губернатора Тверской области И.М. Рудени о недопустимости ввоза отходов на полигон ТБО Удомельского округа. Губернатору были также направлены письменные протесты нескольких сотен жителей Удомли. Кстати, в заседании думы принял участие и руководитель регионального оператора ООО «ТСАХ» Павел Чуровой. Сам он еще очень мало знает о «реформе», поэтому на большинство конкретных вопросов депутатов и присутствующих жителей Удомли ответить четко не смог.
Пока мы ждем последствий «мусорного закона», в Твери продолжаются уже ставшие традиционными прорывы теплотрасс. Напомним, что «Тверская генерация» теперь вроде бы находится в собственности региональной власти. Но прорывам это не мешает: почти неделю сидели без тепла жители Заволжья. А к этим выходным, между прочим, обещают минус 23 градуса…
В общем, все как обычно. Головотяпство на фоне нарастающей бедности. И конца и края этому не видно.
Мария Орлова