Колядки в Торжке, о котором «Караван» рассказывал в прошлом номере, показали, что люди по-разному реагируют на русские традиции. Кто-то из жителей радушно делится мандаринами и конфетами, а кто-то зашторивает окна. Кому-то действия колядовщиков кажутся слишком архаичными («Открывайте сундуки – доставайте пятаки»), кому-то, наоборот, слишком осовремененными («Не дашь каравай – отключим вай-фай»). Мы попросили ребят, принимавших участие в колядках, рассказать о своем увлечении народной культурой и ответить на вопрос, какой смысл в этих традициях и как правильно им следовать.
«Корову за рога» уже неактуально
Светлана Кривцова живет в Москве, но с удовольствием принимает участие в торжокских вечерках:
В пять лет родители отправили меня на фольклорно-этнографическое отделение в школе имени Балакирева. Мы не только пели, но и изучали праздники, обряды, традиции разных регионов, а также шили костюмы. Первый свой костюм я изготовила лет в тринадцать, примерно в это же время начала ездить на этнофестивали, в различные экспедиции. Потом я попала в студию «Терем», где мы изучали историю русского Севера и принимали участие в экспедициях уже не как ученики, а как исследователи.
Родители сказали, что надо получить «нормальную профессию», и я поступила в институт отраслевого менеджмента. Однако любимое дело я не бросила, продолжала заниматься в двух студиях. Состояла в московской фольклорной тусовке, где не приходилось скучать. Мы вместе отмечали традиционные русские праздники, устраивали пляски прямо на улице в центре Москвы, пели.
Летом 2018 года я поступила в институт культуры. Для написания диссертации я отправилась в Торжок – исследовать культуру города конца XIX – начала XX века.
***
В последнее время в Торжке развилось активное движение, поменялось руководство города, были выделены средства на восстановление памятников… На этой волне есть возможность сделать что-нибудь хорошее, например продвинуть традиционную культуру.
Этим же летом мне удалось познакомиться с Игорем Кондратьевым и Елизаветой Беловой, которые также увлечены русской культурой. Мы решили, что было бы здорово провести вечерку в Торжке. Среди горожан тоже нашлись желающие, и мероприятия с каждым разом становятся все более масштабными.
***
Во время колядования мы разделились на две группы. Первая – это ряженые, ребята в масках и устрашающих костюмах. Им разрешалось многое, в том числе похулиганить, но при этом общество в основном понимало, что происходит, и было готово к этому.
Ряженые в нашей культуре символизировали нечисть. Они могли чудить, например закинуть сани на крышу, раскидать поленницу, но потом на следующий день должны были все исправить.
Все воспринимали этих людей по-разному. Кто-то опасался, не открывал дверь (хотя и пускать домой «нечисть» не нужно, достаточно общаться через окно), некоторые, напротив, радовались и несли дары. Мои коллеги из другого города заранее вешали для жителей объявления, что будут колядки. Наверное, есть смысл в будущем перенять их опыт.
Вторая группа – это христославы. Благородные женщины, детишки. Они ходили и поздравляли всех с праздником, спешили сообщить благую весть, что Христос родился, пели песни, но и на них реакция тоже была неоднозначной.
Удивительно, что молодежь реагировала более позитивно. Больше всех пугались бабушки, которые, на мой взгляд, как раз и должны помнить русские традиции, передавая их детям и внукам.
Со стороны ряженых хозяева наталкивались на шуточные угрозы, и все понимали, что это часть игры. Правда, старинные выражения осовременивались. Петь, например, «Не дашь пирога, я корову за рога» не совсем актуально: кто сейчас может похвастаться коровой в сарае?
Колядки – это очень разнообразное действие, в котором могут участвовать люди разного возраста и характера. Те, кто любит пошалить, пойдут в ряженые, более благородные и спокойные будут полезны в группе христославов.
Мне нравится фраза из Достоевского: «Нельзя любить то, чего не знаешь». Как можно говорить о любви к Родине, если не знаком с ее традициями?
Нужно не поклоняться пеплу, а возрождать огонь
Игорь Кондратьев развивает в Торжке традиционную русскую игру в мяч – килу, является атаманом ватаги «Внуки Здоровца»:
В 2014 году я пришел работать во Всероссийский этнографический музей, где увлекся русской культурой и этнографическим спортом. Кила напоминает суровую мужскую игру регби, где есть грубые толчки, броски. Так мы пытаемся сформировать мужскую общину.
На святках был момент, когда девушки ушли гадать, а парни остались одни. Начались беседы, и возник вопрос: «Зачем все это надо?» Сейчас в обществе мужчине принято держаться одному или иметь пару-тройку близких друзей. Мужчина ходит в офис, возвращается домой к жене, но он лишен группы, которая его за что-то осудит, за что-то похвалит. А раньше были, и я хочу это возродить.
Это все похоже на килу. Представьте, играем пять на пять или семь на семь. Я могу не любить человека из своей команды, но, если у него мяч, я буду его защищать. Любой получит отпор, я сделаю все, чтобы он не помешал моему нападающему.
***
Летом 2018 года родилась идея организовать в Торжке вечерки. Пригласили друзей, гармонистов, пришли с самоваром на поляну, плясали, пели. Люди стали подтягиваться. Сейчас эти встречи стали проходить все чаще. На последнюю вечерку мы позвали спикеров, которые рассказывали, зачем надо изучать традиции и что будет, если этого не делать.
Такие вещи формируют определенные понятия. Начинаешь осознавать, что это твой город, твоя земля, твое будущее. Хочешь, чтобы в городе было интересно? Тогда сделай его таким сам.
У нас нет главных. Каждый занимается тем, что умеет. Через вечерки мы хотим повысить уровень самоорганизации – чтобы собраться, людям не нужен какой-то один лидер.
***
Колядки позволили нам от души повеселиться – мы переодевались, стучали в дома, пели песни, общались. Удалось насобирать три мешка вкусностей, попить чая в ДК. Сначала была детская программа, потом взрослая – с гармонью, плясками, пением.
Придерживаясь архаичной традиции, мы играли в «покойника», который пугал девчонок и заставлял себя целовать. Раньше эта игра была действительно жуткой. Переодетого в покойника паренька заносили в тесную избу, откуда девок не выпускали. Он в это время резко вздрагивал, пытаясь их еще больше напугать. Мог острой иглой уколоть, ущипнуть, бегать за ними, но мы, не желая сильно шокировать публику, выбрали лайтовую версию. На Руси было много игр: играли в охотника с грязной палкой, соль продавали, раскидывали мусор по избе… Но это не значит, что все нужно тащить в современность. Традиция – это не поклонение пеплу, а возрождение огня.
Особенно здорово – придавать новый облик старому. Так, недавно к нам приезжал балалаечник Даня Воронков, который накладывает на старинный инструмент компьютерную музыку. Получается очень круто. Это пример перехода традиций в современную жизнь. Так и должно быть, тогда традиция не умрет. Так и со Святками – мы взяли часть старинной культуры и видоизменили на современный лад. Старые колядки переродились: были одни маски, сейчас другие, то же самое касается костюмов и песен.
Мы не веселим, а хотим, чтобы вы сами веселились
Елизавета Белова руководит фольклорным коллективом «Стега»:
Русской культурой я увлеклась, когда мне было 18 лет. В 2002 году приехала в Торжок и через год попала в группу людей, которые этим занимались. В 2015 году я окончила академию славянской культуры по направлению народного художественного творчества как педагог. Так хобби переросло в профессию.
Традиционная культура предоставляет много возможностей. Не умеешь петь? Пляши. Не можешь плясать? Играй на музыкальном инструменте. И это не дано? Тки, вырезай, лепи глиняные игрушки… Люди, которые создают что-то руками, начинают ценить чужой труд.
Любое творчество полезно, особенно в наш потребительский век, когда женщина даже джинсы подвернуть не может и идет для этого в ателье. Человек должен что-то создавать, в традиционной культуре он был и создатель, и потребитель.
***
На святки у нас было масштабное мероприятие. Я готовила зал для вечерки. Когда вернулась группа колядующих с дарениями наших добрых горожан, мы с моим коллективом «Стега» показали им вертепное представление «Смерть царя Ирода». После чаепития начались развлечения для более взрослой молодежи.
Вечерка – это собрание неженатой молодежи под присмотром женатых пар, которые могли организовывать досуг, а могли просто присматривать, чтобы все было прилично. Мы здорово проводили время, никак не могли наплясаться и упрашивали администрацию ДК побыть еще чуть-чуть.
Тем, кто приходит на наши мероприятия, важно понимать: мы не веселим вас, а хотим, чтобы вы сами себя веселили. В народной культуре не было четкой грани, как сейчас, между зрителем и артистом.
***
Если взглянуть на современных людей из разных регионов, то все они практически одинаковые (исключение – народы Кавказа, где женщины до сих пор могут ходить в традиционной одежде). А раньше при встрече сразу было понятно, откуда этот человек – из Тверской губернии или, например, из Рязанской, потому что костюмы были разными. Существовали локальные традиции.
Я считаю, что каждый человек должен знать, ценить и любить свою Родину. Многие из нас выросли на американских фильмах, современный человек пьет китайский чай, наслаждается итальянским вином и ненавидит русский сарафан. Почему так происходит? Я считаю, что это от невежества. Массовая культура искажает народные традиции, а люди, не зная ничего другого, смотрят на этих бабушек в кокошниках и говорят: «Фу, нам это не нравится». Да мне тоже это не нравится! Нужно отделять традиции от заблуждений и гордиться тем, что ты русский. Смотрите на молодых или зрелых женщин в костюмах, восхищайтесь их статностью.
Дашун Самарина