В предыдущем номере «Каравана» мы начали разговор о проблемах малого бизнеса в России. Статья «Гильотина или секира?» затронула тему излишнего давления на бизнес, которую премьер-министр Дмитрий Медведев и глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин вновь подняли на Гайдаровском форуме. Напомню, что политики предложили «отсечь» избыточные, по их мнению, нормативные акты – Медведев при помощи «регуляторной гильотины», а Алексей Кудрин – при помощи «регуляторной секиры».
Эта вербальная интервенция должна, вероятно, побудить бизнес к продолжению своей деятельности, которую многие уже свернули или собираются сделать это в ближайшее время. Эксперты полагают, что потенциал российского малого бизнеса, несмотря на призывы «не кошмарить», использован едва ли наполовину. На сегодняшний день в России этот сектор занимает только 21%, тогда как в развитых странах в среднем 50%. И причина этому – деловой климат и административное давление.
БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ ФОРМАТОВ
Попытки законодательно защитить малый бизнес от имеющих рыночную власть крупных игроков не прекращаются, хотя и не принесли пока ощутимых результатов. Объемы торговли в этом секторе продолжают падать, а аппетиты торговых сетей продолжают расти. 22 января в Общественной палате РФ состоялось «нулевое» чтение законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».
В обсуждении участвовали представители государственных ведомств, общественных организаций и бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и многих других регионов, в том числе из Московской и Тверской областей. Тверскую область представлял омбудсмен по предпринимательству Антон Стамплевский. Общественная палата поддержала основную идею законопроекта, состоящую в утверждении единообразных подходов и основные принципы оформления права на размещение нестационарных торговых объектов (НТО). Однако было высказано немало замечаний.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин уверен, что торговля в регионах играет важную экономическую и социальную роль и с точки зрения малого бизнеса, и с точки зрения самозанятости.
– Также есть тренд на потребителя: люди хотят покупать хорошую продукцию, в том числе местных производителей. А такие формы торговли во многом являются самыми гибкими, особенно в малых населенных пунктах, – отметил он.
Руководитель департамента Минпромторга РФ Никита Кузнецов напомнил, что законопроект разработан в рамках реализации плана мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и отражает такие ключевые моменты, как заключение договоров на розничную торговлю сроком 5–7 лет, однократное продление договора без торгов, предоставление компенсационного места и ряд других положений.
Многие тверские предприниматели и владельцы НТО были бы рады скорейшему вводу в действие такого документа. Это было бы значительным шагом вперед. Но в проекте есть, конечно, и спорные положения, затрудняющие ведение бизнеса. Значимыми недостатками являются противопоставление нестационарных торговых объектов стационарным магазинам, отсутствие разграничения сферы торговли и сферы предоставления услуг, возможность только для однократного продления договора. А прежде всего – у муниципалитетов остаются возможности для создания барьеров в ущерб интересам предпринимателей и, как следствие, коррупционных схем.
НАЦПРОЖЕКТ МСП?
С этого года малый и средний бизнес «поддерживают» не просто так, а в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он включает в себя пять федеральных проектов: по улучшению условий ведения бизнеса, расширению доступа к льготному финансированию, акселерации, поддержке фермеров и популяризации предпринимательства. На его реализацию из федерального бюджета выделяются сотни миллиардов рублей. Проект направлен на решение задачи из майского указа президента об увеличении численности занятых в секторе МСП до 25 млн человек к 2024 году. К сожалению, органы исполнительной власти не идеально справляются с большинством майских установок, поэтому в данном случае оптимизм бизнес-сообщества весьма умеренный.
В случае если на практике в регионах, в том числе таких депрессивных, как Тверская область, состоятся заявленные в программе улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, определенный позитивный сдвиг, конечно, возможен. Но слишком многие фирмы и судьбы уже разрушила бюрократическая машина с непредсказуемым сценарием работы и ненасытным купюроприемником.
Трансформация делового климата при помощи «регуляторной гильотины», конечно, может внушить надежду на позитивные перемены. Только регулирование все же должно быть системным, а резкие движения, наоборот, создают хаос.
Конечно, к реализации нацпроекта тут же подключились, по крайней мере на словах, власти практически всех регионов. 23 января губернатор Тверской области Игорь Руденя встретился с представителями малого и среднего бизнеса региона. Говорили о поддержке МСП, о создании условий для развития.
– В этом году началась реализация национальных проектов, определенных майским указом президента России Владимира Путина. Отдельный нацпроект посвящен малому и среднему предпринимательству. Планируем реализовать пять проектов по данному направлению. На гарантированную поддержку бизнеса предполагается направить порядка 3 млрд рублей, – сказал Игорь Михайлович предпринимателям.
Предпринимателей, надо сказать, приглашено было около десятка, и их принадлежность к МСП не столь очевидна. Судя по всему, именно им предстоит выполнить целевые показатели по созданию рабочих мест и наращиванию доли малого бизнеса в валовом региональном продукте. Не беда, если сильно подрастут и в параметры МСП перестанут умещаться – это же дело техники.
ПОДДЕРЖИТЕ «МОЙ БИЗНЕС»!
В Тверской области по итогам минувшего года насчитывалось 52 814 субъектов малого и среднего предпринимательства. Преимущественно это микропредприятия, индивидуальные предприниматели. Основной организационно-правовой формой из общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (58,4%). Мы помним из выступления губернатора на пресс-конференции по итогам года, что основным инструментом борьбы с безработицей в регионе является регистрация предпринимателей и выдача патентов. Эти люди заняты оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта, транспортировкой, строительством.
Региональные и муниципальные чиновники не помогают бизнесу расти не потому, что они злые, а потому, что у них нет ресурсов, рычагов, а иногда и компетентности. Формально меры поддержки малого и среднего бизнеса существуют во всех регионах. На сайте правительства Тверской области, однако, информация не обновлялась с 2017 года. Нет и перечня предприятий, получивших поддержку из бюджета.
Субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета предоставляются микрозаймы на срок до 1 года – по процентной ставке, равной 2/3 ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения договора займа, а также на срок от 1 года до 3 лет – по процентной ставке, равной ключевой ставке Банка России, действующей на дату заключения договора займа… Данные меры государственной поддержки, если верить сайту, реализуются Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области.
В Тверской области действует фонд развития промышленности, который начинает выдачу займов на проекты по выпуску высокотехнологичной продукции с отсрочкой выплаты основной суммы займа до трех лет. В областном бюджете в 2019 году на реализацию проектов при поддержке региональной структуры заложено 48,3 млн рублей, что позволит привлечь 112 млн рублей из федерального фонда. Сумма, прямо скажем, небольшая. Но критерий высокотехнологичности продукции, который, очевидно, потребует подтверждения, навевает сомнения, что и она будет выдана.
Воспользоваться этими благами цивилизации реально могут немногие. Например, аграриям получить кредиты очень сложно, почти нереально. Им нечего предоставить в залог – они закредитованы, имеют долги по налогам и не бросают свой бизнес лишь потому, что в нем вся жизнь. То же могли бы сказать и представители многих небольших промышленных и торговых предприятий. Тех, которых не пригласили на совещание к губернатору.
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам: по размеру доходов до 2 млрд рублей, по численности сотрудников до 250 человек и по доле участия других лиц в капитале. Чаще всего воспользоваться мерами поддержки могут предприятия из верхней границы предела. Они даже регулируют свои параметры, чтобы иметь доступ к финансовым ресурсам. Предприятие с численностью более 200 человек имеет бухгалтерию, финансовый отдел и другие службы, которые оформляют документацию для получения кредитов. Реальному малому бизнесу приходится гораздо сложнее.
По сообщению пресс-службы правительства, в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2018 год на поддержку предпринимательской и инновационной деятельности заложено около 40,8 млн рублей. И даже эта скромная сумма потрачена на развитие инфраструктуры субъектов малого и среднего бизнеса, а именно двух офисов МФЦ «Мой бизнес», где представителям малого и среднего бизнеса, а также жителям региона, которые планируют открыть свое дело, доступно около 100 государственных, региональных и муниципальных услуг. То есть средства выделены не бизнесу, а чиновникам.
Кому же удается получить кредиты в рамках программ поддержки? На сайте компании «Феликс», известного производителя офисной мебели, имеющего три фабрики по выпуску мебели, деревообрабатывающий комбинат, складской комплекс и сеть из 60 фирменных магазинов в России и в странах СНГ, читаем: «Построена новая фабрика в Тверской области, которая в октябре 2017 года уже выпустила первую продукцию. Строительство велось в рамках программы поддержки развития малого и среднего бизнеса, реализуемой региональным правительством. Объем инвестиций составил более 1 млрд рублей». Так вот он какой – малый и средний бизнес! Не сомневаюсь, что документы компания оформила правильно, раздробив бизнес на несколько предприятий, подходящих под параметры МСП. Но это только один пример, нескромно опубликованный в открытых источниках. И он позволяет понять, что никакой реально малый бизнес не удержится в решете с такими дырами.
ВАМ ШТРАФ. РАСПИШИТЕСЬ
Зато регуляторные требования действуют в равной мере для малых и не очень малых предприятий. Их всех проверяют контролирующие органы. Их всех могут оштрафовать, и размер штрафа не будет учитывать размер бизнеса. Им всем нужно иметь «умные» онлайн-кассы. И этот перечень можно продолжать.
В Тверской области достаточно эффективно, судя по отстаиванию в суде прав бизнесменов, действует омбудсмен по предпринимательству Антон Стамплевский. Исследование, проведенное его аппаратом в 2018 году, свидетельствует, что 14,4% респондентов сообщают об увеличении количества плановых проверок, а об уменьшении их количества заявили лишь 13,7% опрошенных. Это может свидетельствовать о том, что реализация задачи по снижению количества плановых проверок в отношении бизнеса выполняется в Тверской области недостаточно результативно.
4% респондентов сообщили о некорректном, жестком обращении, намеренном запугивании. Наиболее значимая проблема в поведении должностного лица, осуществляющего проверку, – твердая ориентация на наложение штрафа, несмотря на возможность вынести предупреждение (12,4% респондентов), или на наложение штрафа в размере, несопоставимом с масштабом нарушений (7,7%). 5,7% респондентов отметили предвзятое отношение к проверяемой компании, 3,7% – об отсутствии разъяснений о сути нарушений и путях их устранения.
Более 70% участников опроса не воспользовались возможностью обжалования результатов проверок в претензионном порядке. 65% решений вышестоящего должностного лица по жалобам отрицательные. Очевидно, что в Тверской области отсутствует доверие к указанной процедуре.
Антон Стамплевский комментирует это так: «Мне кажется, что такое отношение чиновников к малому торговому бизнесу не только из-за невежества (незнания элементарных примеров развития объектов шаговой доступности в развитых странах) или коррупции (каждый новый начальник пытается подмять эту сферу по себя), но и потому, что они чувствуют безнаказанность. За четыре года борьбы и защиты НТО нам удалось не раз признать действия администрации незаконными и создать ситуации увольнения нескольких муниципальных служащих. Но потеря работы за людоедские действия и бездействие – это не ответственность. Это несоразмерно ликвидации бизнеса, разорению, обнищанию семей. Нужны дела по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности)».
***
Так движемся ли мы по кругу в вопросе создания благоприятных условий для бизнеса? Хотелось бы думать, что это движение по восходящей спирали, но кого из малых предпринимателей ни спроси, тот же жест – как ножом у горла. Не то секира, не то гильотина.
Мария Парамонова