То, что происходит в Твери последние несколько лет, можно смело назвать инфраструктурной катастрофой. Этот процесс начинался еще при предыдущем губернаторе. В центре города обрушаются и горят здания, ситуация с транспортом ухудшилась на порядок, а к поискам зимних кладов вслед за «Тверской генерацией» подключился и «Тверь Водоканал». Все это безобразие стало печальной нормой, обыденностью, с которой все смирились. А тут изношенная коммунальная инфраструктура и стремительно деградирующий транспорт сплелись в один клубок. Разрыв в канализационном трубопроводе на Санкт-Петербургском шоссе фактически отрезал часть жителей Заволжья от большой земли.
Равнодушие и привычка
22 января движение на Санкт-Петербургском шоссе в месте пересечения с улицей Комарова было перекрыто в связи с масштабным ремонтом канализационных сетей. ООО «Тверь Водоканал» приступило к ремонту трубопроводов зимой, что само по себе кажется сомнительным мероприятием, однако тверитян этим не удивишь: неделей ранее без тепла и горячей воды осталась четверть микрорайона Южный. Лет пять назад такой сценарий вызвал бы дикое негодование, панику, но сейчас все готовы терпеть холод и неудобства. Даже СМИ утратили интерес к коммунальным авариям и пишут о них, словно это мелкое ДТП без серьезных последствий.
25 января корреспондент газеты «Караван» побывал на месте раскопа. Три бетонных блока и знак «кирпич» образуют импровизированный блокпост на пересечении Санкт-Петербургского шоссе и Перекопского переулка. Куча-мала из легковушек, небольших грузовичков, автобусов пытается втиснуться сразу с двух полос на узенькую улицу. Тут же наспех слепленный пешеходный переход, на котором меня едва не раскатал японский внедорожник. Все спешат и толкаются, хотя утренний час пик давно прошел и день движется к полудню. В основном все водители следуют временным знакам, но находятся и безбашенные гонщики. При мне водитель пятитонного грузовика выехал на «встречку», обогнул бетонный блокпост и погнал по направлению к ремонтному участку. Пенсионеры Владимир и Марина стоят в ожидании своего автобуса:
– Не очень удобно добираться из дома до поликлиники, а так ничего, привыкли.
Нырнуть в преисподнюю
Я иду вдоль домов, с тоской наблюдая, как зарастают сугробами трамвайные пути. На пересечении с улицей Комарова сосредоточено множество техники в основном с эмблемами ООО «Тверь Водоканал», но тут же неподалеку стоял тягач «Тверской генерации». Все дело в том, что канализация и трубопроводы с горячим и холодным водоснабжением находятся на этом участке в непосредственной близости, и поэтому, ремонтируя одно, есть риск сломать другое.
Краснолицые мужики в наполовину расстегнутых телогрейках наматывают сопли на рабочие рукавицы. В эпицентре событий тяжелая техника и два раскопа. Тот, что поменьше, на улице Комарова, ну а большой котлован – на Санкт-Петербургском шоссе, где уже скопилась небольшая пробка из машин, двигающихся с Горбатки.
– Долго стоите? – спрашиваю я у водителя 204-й маршрутки, но он то ли не расслышал вопрос, то ли в принципе плохо понимает по-русски. Тут же подбежал молодой взъерошенный мужчина с нелепой бородкой, он оказался между мной и маршруткой и закричал: «Три минуты они стоят, три минуты!»
Через какое-то время движение открыли, и машины беспрепятственно понеслись по шоссе.
Рабочие еще больше засуетились, начали запихивать толстые шланги ассенизационных машин в малый раскоп, появился человек в резиновом костюме с сигаретой в зубах, вокруг него столпились мужики в оранжевых жилетах и начали указывать вниз, что-то приговаривая. По лицу «водолаза» было видно, что он не очень-то хочет спускаться в тверскую преисподнюю.
– Долго будете еще работать?
– Сегодня откроем магистраль, – заверил один из слесарей. – Поставим вон те огромные кольца, чтоб земля не осыпалась.
Рабочие трудятся в две смены, греются в фургончиках.
Из большого количества мата и прибауток мне удалось выяснить, что рабочим осталось лишь откачать остатки воды, извлечь огромный насос и затем включить магистраль.
– Сейчас пробку вытащим, и запускается линия. Был провал, грунт гуляет! А вот сколько здесь не ремонтировали, я те точно не скажу.
Вскоре на авансцене появился экскаватор, он опустил ковш вниз, и человек в резиновом костюме, высунувшийся из раскопа, привязал к ковшу цепь. Машина потянула стрелу вверх в надежде с ходу вытащить насос, внезапно цепь лопнула, и все хозяйство с хлюпаньем рухнуло обратно на дно. Экскаватор здорово качнуло, в яму вслед за цепочкой едва не угодили несколько рабочих и переносная трансформаторная станция.
– Пешком шлепаем, нам теперь никуда не доехать, – сетует Галина Васильевна, – очень много людей оказались в капкане и не смогут добраться до поликлиники № 7. А в домах возле школы № 21 сейчас очень холодно.
– С ребенком езжу каждый день в больницу на речной вокзал, поначалу маршрутки здесь вообще не ходили – все было перекрыто, поэтому приходилось ездить на такси, – рассказывает Татьяна.
Автобус вместо троллейбуса
В связи с раскопом Санкт-Петербургского шоссе троллейбусы перестали ходить в микрорайон Юность. Мы поинтересовались у директора ПАТП-1 и депутата ТГД Артура Сычева, что сделано муниципальным перевозчиком для минимизации транспортного коллапса.
– Усилен выпуск транспорта автобусным маршрутам № 31 и 41. Троллейбусы все в строю, заволжские номера разворачиваются на круге у первой городской больницы.
– Назовите номера автобусов, на которых можно уехать из Юности в центр?
– Автобусы с номерами 30, 31, 41, 154 – всего 22 автобуса. Общий выпуск транспорта по всему городу на сегодняшний день составляет порядка 42 троллейбусов и 54 автобусов.
Артур Сычев очень коммуникабельный директор и готов ответить в «Фейсбуке» практически в любое время, правда, на последний вопрос я так ответа не получил: «Буквально год назад Игорь Руденя обещал закупить несколько десятков новых автобусов и подвинуть маршрутки с рынка пассажирских перевозок, но по факту стало только хуже. Что можете сказать про перспективы развития ПАТП-1?»
Павел Кириллов