Кто в Твери ворон считает? Надежда Медведева об учете птиц, увеличении количества уток и о скворцах-альбиносах

29.01.2019, 12:11

Ворон, грачей и прочих птиц в Твери считают не только профессиональные орнитологи, но и обычные школьники. Мы поговорили с кандидатом биологических наук учителем биологии Тверской гимназии № 44 Надеждой Медведевой, которая уже больше пяти лет ведет со своими учениками учет птиц.

 

Фотоохота открывает глаза на мир

– Зачем нужно считать птиц?

– Есть закон Барри Коммонера, который гласит, что все связано со всем. Соответственно, если что-то меняется в нашей окружающей среде, то это должно отразиться на тех, кто в ней живет. Птицы – очень удобный объект для наблюдений, так как они ведут демонстративный образ жизни, в отличие от, например, жучков, которые прячутся зимой или вообще до нее не доживают. С птицами мы встречаемся каждый день, но не всегда их замечаем. По тому, сколько птиц, как меняется их количество, мы можем судить об изменениях окружающей среды. Существуют, скажем так, модельные птицы, по которым ученые делают выводы о состоянии среды.

Есть разные виды учета птиц, так как они сезонные существа. Зимой проводят учет птиц, которые остаются. В июне считается количество гнездующихся птиц. По результатам можно делать выводы, например: кочующие птицы чаще остаются у нас, значит, климат теплеет. Так, на Бенецком озере в Западнодвинском районе уже несколько лет зимуют лебеди. В городах жизнь отличается, здесь значительно теплее, есть незамерзающие водоемы, в которых могут зимовать водоплавающие.

– Вы занимаетесь учетом птиц вместе со школьниками?

– Да. Есть наука фенология, с ней все сталкивались в начальной школе. Одно из ее направлений – это как раз сезонный учет птиц. Я веду кружок юных биологов, куда входят ребята из разных классов, присоединяются дети и из других школ вместе с родителями, бабушками, дедушками. Это хороший способ вовлечь детей в биологию, потому что, с одной стороны, это просто, а с другой – интересно. Для детей важна активность, например, наблюдение за растениями им будет не так интересно, хотя в рамках экологической школы мы занимались и этим. К нам присоединяются и коллеги-биологи из районов Тверской области.

Вообще, учет проводят орнитологи Андрей Зиновьев, Дмит-рий Кошелев и другие. Но им трудно провести его своими силами, считать птиц нужно в один период времени, чтобы птицы не перелетали. Сначала нужно провести разведку, узнать, где птицы скапливаются. Затем нужно, чтобы одновременно в эти места вышли натуралисты и их посчитали, тогда этим данным можно верить.

– Как проходит учет птиц?

– Мы выходим на точку, обычно работаем парами. У каждой группы есть полевой дневник и карандаш: ручка может не писать в мороз. Мы наблюдаем, считаем птиц. Один диктует, другой записывает. Например, десять уток крякв, из них четыре селезня. Сейчас удобно, можно просто сделать фото, а в «Фотошопе» посчитать с помощью счетчика. Потом я все эти данные перерабатываю и расписываю, составляю карту, передаю данные орнитологам.

Детям еще очень понравился бердвотчинг, или спортивная орнитология. Это фотоохота на птиц, как у Шарика из «Простоквашина». Это развлечение любят в США и Великобритании. В рамках соревнований человек за определенное время должен снять как можно больше птиц, а потом нужно за ограниченное время определить виды. В прошлом году ребята в парке на улице Королева сняли 24 вида птиц, в том числе перепелятника и ополовника. Никто не думал, что их там столько. Это открывает глаза на мир.

А в октябре прошлого года присоединились к EuroBirdwatch 2018. Октябрь – это месяц, когда последние стаи птиц улетают с мест гнездования. Интересно посмотреть видовой состав оставшихся птиц в этот период. В итоге по количеству анкет и наблюдений мы даже обогнали Питер. Активно участвовали Белый, Ржев, знакомые жители деревень.

 

Популяция уток возвращается к уровню 1990-х

– Какие-то открытия удается делать?

– Конечно, причем от самых простых открытий до таких, которые поражают даже орнитологов. Например, дети были удивлены, что зимой в некоторых точках мы наблюдали сотни птиц, а поздней весной их там остались десятки. Волноваться не стоит, с птицами все в порядке, просто зимой для них там была станция переживания, в нескольких местах собирались птицы со всего города, а с наступлением тепла они распределились по городу так, чтобы друг другу не мешать.

Часто учет птиц помогает обнаружить необычные особи, например по окраске. Года два или три назад в парке Победы было много уток с белой грудкой и темным оперением, а сейчас их практически нет. По генетическим законам все пришло в равновесие.

Ребята из 51-й школы сфотографировали скворца-альбиноса, что поразило даже Зиновьева. В одно из соревнований сфотографировали дубоносов, которые давно к нам не залетали, по словам орнитологов. Встречаем виды из Красной книги Тверской области, в том числе седого дятла. Это хорошо, ведь в некоторых регионах пропадают даже воробьи.

– Каких птиц в Твери больше?

– Кряквы. Кстати, если сравнивать с учетами пятилетней давности, популяция наших уток в шести точках возросла с 250 до 1,5 тысяч, в прошлом году было вообще 2220. В основном этот рост произошел в точках около набережной, где уток любят кормить. Андрей Валерьевич Зиновьев объяснил мне, что это нормально, сейчас идет восстановление, популяция сравнивается с той, которая была в 1990-е годы, когда их выловили и перебили. Помимо крякв, обнаружили шилохвость с очень укороченным хвостом. И на удивление, у нас у памятника Афанасию Никитину  вместе с утками зимует белолобый гусь, он чувствует себя комфортно, стал совсем ручным.

В основном у нас обитает так называемая серая фауна: вороны, воробьи, сизые голуби. Но и за ними начинаешь наблюдать и поражаешься смекалке. Около нашей школы крупный грачовник, мы устанавливали веб-камеры для наблюдения. Когда грачи прилетают, начинаются «игры престолов», потому что в их гнездах за зиму поселяются вороны, потом война начинается, когда грачи сидят на яйцах, прилетают сизые чайки и нападают на гнезда.

Мы живем в каменных джунглях, но все равно по дороге домой можно увидеть около 10–12 видов птиц. Идешь домой, а на ветках висят яблочки-снегири или лимончики-синички. Приятно, что зимой у подъездов появляются полные кормушки. Например, ближе к весне синичкам важно, чтобы их подкармливали, так как яйца насекомых и личинки они к этому периоду выклевывают. Лучше кормить семечками и несоленым салом. Но сало воруют.

– Люди?

– Нет, люди украли кормушку у нашей школы, а сало воруют сойки. Один раз мы застали за этим дятла. Еще интересно, как говорят, что растения диктуют условия: свет, питательные вещества и т.д. Но есть у нас минимум два места, где растительный мир определяют птицы. В Бобачевской роще собирается большинство врановых города, там растут сосны, а внизу заросли крапивы. Где вы видели в лесу сосны с крапивой? Не должно быть такого. Крапива любит азот, а его обеспечивает большое количество птиц. Так же и в нашем грачовнике – мы посмотрели спектр растений, там однозначно много азота.

– Неожиданно.

– Учет птиц вообще меняет взгляд на биологию. Дети понимают, что это не просто предмет, который нужен, чтобы поступить в медицинский вуз. Биология нужна всем, не важно, кем вы будете. Все связано со всем. Например, построили дорогу, уничтожили лес, а он забирал избытки влаги, в итоге дорога поплыла и просела. Поэтому нужно проводить комплексные экологические исследования. Даже вырубку для застройки, что у нас часто бывает, нужно проводить с умом, в определенные периоды, чтобы не было гнездования, важно оставить хотя бы пару островков деревьев, чтобы там могли жить птицы, возобновляться деревья и т.д.

После обращения экологов даже расчистку реки Лазури в Твери перенесли на время после вывода птенцов у чаек. Вообще, хотелось бы больше познавать с детьми все на практике. Например, мы говорим о раздельном сборе мусора, но хотелось бы, чтобы перерабатывающие предприятия проводили для детей экскурсии, важно увидеть все своими глазами.

Подготовила Екатерина Смирнова

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх