В Арбитражном суде Тверской области рассматривается иск администрации Осташковского городского округа к застройщику ГК «Велес», который в декабре 2017 года сдал в эксплуатацию семь многоквартирных домов на улице Мира по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. За нарушение сроков чиновники потребовали сначала 62 млн рублей, а затем решили увеличить размер исковых требований ни много ни мало в 21 раз, то есть до 1,3 млрд рублей. Параллельно администрация Осташковского округа требует изъять из собственности застройщика котельную. Это далеко не все претензии к ГК «Велес», которые иллюстрируют отношения в Тверской области между бизнесом и властью. «Караван» попытался разобраться в этом конфликте.
Сделаете все без денег и еще останетесь должны
Осташков в очередной раз доказал, что является рекордсменом по экономическим скандалам в регионе, причем одна история невероятнее другой.
Вспомним, как в 2013 году с позволения главы администрации Сергея Хлебородова фирмы-однодневки получили около 200 млн рублей по программе переселения из ветхого и аварийного жилья за голый котлован (чиновника тогда осудили, но тут же реабилитировали в честь Победы).
То, что происходит сейчас, нечто противоположное. Новый застройщик ГК «Велес» появился в Осташкове, чтобы исправить критическое положение, реально построил семь домов и в декабре 2017 года сдал их в эксплуатацию. Однако администрация требует отнять у компании в несколько раз больше, чем стоил сам контракт.
К слову, бюджет Осташковского городского округа на 2019 год составляет 462 млн 752 тыс. рублей, а с подрядчика хотят взыскать три годовых бюджета – 1 млрд 337 млн 509 тыс. рублей. Это беспрецедентный случай в Тверской области, заслуживающий внимания и федеральных СМИ. Так, журнал «Юрист компании» опубликовал в конце 2018 года список самых дорогих судебных тяжб в РФ между частными фирмами и государственными структурами, цифры были в районе 6–13 млрд рублей. Тверская область здесь почти на уровне.
Ходатайство об увеличении в 21 раз суммы исковых требований принял 24 января 2019 года Арбитражный суд Тверской области. Истец мотивирует свои претензии нарушениями сроков строительства: объекты, согласно контракту, должны были быть сданы во второй половине 2015 года, а приняли их только в конце 2017-го. Однако чиновники умалчивают о том, что причиной отставания от графика послужили задержки в оплате. На протяжении последних лет «Караван» отслеживал процесс строительства домов, между застройщиком и администрацией были подписаны дополнительные соглашения, в соответствии с которыми после завершения определенного этапа должна была производиться оплата, но вовремя она не производилась. Более того, администрация до сих пор должна часть средств застройщику.
По сути, в нарушении сроков виновата власть, а отвечать приходится бизнесу. Ранее в беседах с «Караваном» руководство ГК «Велес» сообщало, что взялось за проект в 2015 году по ценам докризисного 2013-го, чтобы заработать скорее репутацию, чем деньги. В результате компания рискует потерять и то и другое, хотя до осташковского недоразумения она реализовала ряд успешных проектов, в том числе в Тверской области, и в 2016 году получила премию «Лидер России» в национальном бизнес-рейтинге.
Хороший урок для тех, кто оценивает возможность совместных проектов с властью в Тверской области.
Отдадите последнее
Также в Арбитражном суде Тверской области рассматривается иск об истребовании котельной из собственности ГК «Велес» в пользу администрации Осташковского городского округа.
Котельная строилась компанией на собственные средства с запасом мощности: после реализации первой очереди программы переселения из ветхого и аварийного жилья у фирмы был интерес продолжить сотрудничество с местной властью. Но, если перефразировать Вуди Аллена, хотите рассмешить Бога – расскажите ему о своих планах сотрудничать с администрацией Осташкова.
Сейчас чиновники хотят «национализировать» котельную и все оборудование, считая это «частью инженерно-технической сети, предусмотренной контрактом». Однако в графике строительства и платежей создание котельной не обозначено, и доказательств, что она строилась на бюджетные средства, истец не предоставляет. Кроме того, когда производилась сдача объекта в эксплуатацию, приемная комиссия (в состав которой входили представители областной власти и администрации) не интересовалась котельной, вопросов по ее собственности ни у кого не возникало.
Однако администрация Осташковского городского округа занервничала после того, когда ее стали обвинять в невыполнении своих обязанностей по обеспечению граждан отоплением и горячим водоснабжением.
Включите – взорвется, а не включите – вам взорвут мозг
Действительно, в течение 20 дней после сдачи домов в эксплуатацию, то есть до конца января 2018 года, администрация Осташкова должна была провести конкурс на управляющую организацию. Этого сделано не было, и возник вопрос, кто должен обеспечивать дома теплом.
ГК «Велес», в чьей собственности находится котельная, не имеет ни договоров с потребителями, ни допусков, ни лицензии для теплоснабжения многоквартирных домов. Котельная использовалась компанией только для обеспечения возможности проводить отделку помещений. В марте 2018 года за долги перед поставщиками газ был перекрыт, котельная опломбирована.
Однако в преддверии отопительного сезона администрация Осташкова решила заставить ГК «Велес» отапливать дома. Центральный городской суд обязал компанию «предоставить жителям услуги по горячему водоснабжению и отоплению безопасного и надлежащего качества», признав ее поставщиком коммунальных услуг. Однако, согласно ФЗ-190, «под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям… тепловой энергии… и владеющая на праве собственности источниками тепловой энергии». ГК «Велес» владеет котельной, но не может продавать энергию в отсутствие договоров.
Суд первой инстанции проигнорировал возражения ответчика, а также не принял встречный иск, в котором компания требовала от администрации утвердить схему теплоснабжения Осташковского округа и перестать игнорировать свои обязанности по обеспечению жителей горячей водой и теплом. Сейчас этот вопрос рассматривается в апелляционной инстанции.
Вопрос между тем не праздный, а безопасность жителей не шутки.
ГК «Велес» направила запрос в Ростехнадзор, который прислал предупреждение о том, что теплоснабжающая компания должна иметь соответствующую лицензию. Без нее за предпринимательскую деятельность предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В этом смысле непонятно решение суда и то, как его собираются исполнять судебные приставы. Кто возьмет на себя ответственность за безопасность котельной, не будучи специалистом в ее эксплуатации?
Руководство компании обращалось в пожарную часть № 44 с просьбой принять ключи от котельной и осуществить пусконаладочные работы, но ведомство отказалось, перенаправив письмо в администрацию Осташковского городского округа. После этого, кстати, администрация и заявила ходатайство об увеличении исковых требований к ГК «Велес» в 21 раз. Таким образом, вместо решения проблем чиновники продолжают интриговать и использовать разные механизмы для запугивания и шантажа. Кажется, в Осташкове это стало смыслом их работы.
После таких демаршей сложно что-либо говорить о привлекательности региона для бизнеса. Губернатор Игорь Руденя вкладывает немалые ресурсы в пиар Тверской области как инвестиционной площадки, на это работает огромный аппарат, но одна паршивая овца все стадо портит. Бизнес смотрит не на обещания, а на реальные дела. «Караван» будет следить за тем, чем закончится эта история и что в очередной раз выкинет неисправимый Осташков.
P.S. Когда сдавался этот номер, в редакцию «Каравана» поступило сообщение о возбуждении дознавателем отдела судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам уголовного дела на руководителя ГК «Велес» по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда». И это притом, что директор ранее сообщал и в пожарную часть, и судебным приставам о готовности предоставить ключи от котельной для ее запуска, поскольку сама компания не обладает ни компетенциями, ни лицензией для предоставления коммунальной услуги жителям. Это прямо запрещает Ростехнадзор. Но, как мы видим, бизнес в Тверской области рискует столкнуться не только с миллиардными исками, но и с уголовными делами. Следим за развитием событий.
Дмитрий Кочетков