Автор книги «Записки газетчика» Евгений Шимин 2 февраля отметил 72-й день рождения. Логичным будет поздравить ветерана тверской журналистики в нашей газете, опубликовав рецензию на его труд.
Евгения Шимина можно причислить еще и к общественным деятелям, так как он участвовал в решении проблем города и области, будучи, например, народным депутатом облсовета. Профессиональный стаж у Евгения Николаевича полвека. «Мои «Записки газетчика» дополняют историю отечественной журналистики региональной конкретикой. За полвека я поработал в двух районных и в трех областных газетах. Познал редакционную кухню изнутри», – пишет автор.
Рождение и становление
Солидную по объему четвертую часть книги занимают личные воспоминания о прожитой жизни до становления его как журналиста.
Евгений Шимин родился 2 февраля 1947 года в деревне Фенюшихе Максатихинского района в семье колхозников. Год был тогда в СССР голодным, а потому с небольшой долей иронии автор сообщает: «…в чреве матери не мог набрать нужного веса. Когда появился на свет, во мне было всего два килограмма. В раннем детстве был я хлипким мальчиком, худеньким, малого роста». Жили, как все, трудно, голодно, мылись в печи (не у всех были бани), семья сдавала государству в виде налога мясо, молоко, яйца (до 200 штук в год), шерсть».
Так в деревнях жили миллионы из старшего поколения после войны. Очень тепло Евгений Шимин говорит о родителях, о бабушке, об учителях школ и преподавателях техникума, о первой любви (как же без нее?), о первых шагах на заводской работе, о воинской службе в ракетных войсках, где начал писать свои первые заметки в армейскую газету. Все читается с интересом, да и язык книги прост и доступен – ведь это творение профессионала.
«Калининская правда» – «Тверская жизнь»
Большая часть книги посвящена воспоминаниям о работе в основном в двух газетах: в «Калининской правде» (впоследствии «Тверской жизни») и в «Вече Твери» – детище демократов новой волны. В первой автор начинал трудиться еще студентом-практикантом в ранге корреспондента под опекой известного Семена Моисеевича Флигельмана, а с августа 1973 года Шимин стал ее штатным сотрудником.
Это были годы правления первого секретаря обкома КПСС Николая Корыткова. Вся пресса контролировалась партийными органами: парткомами на заводах и в организациях, райкомами, обкомом ей предписывалось изображать положительную картину жизни советских граждан, говорить о грядущем конце «загнивающего капитализма» на Западе, об успехах советской промышленности и сельского хозяйства, о единстве партии и народа и так далее и тому подобное… Молодой журналист Евгений Шимин выполнял указанные требования вместе с другими, имена и фамилии которых ныне, наверное, читатели подзабыли: Виктор Костюковский, Зиновий Бурд, Борис Мечетный, Дмитрий Званцев, Антонина Слободянюк, Валерий Бурилов, Алексей Матвеев, Анатолий Скворцов, Дмитрий Тараненко, Иван Жеребятьев, Марина Мотузка, Надежда Нестерова и другие, числом, наверное, с полсотни во главе с редактором Павлом Ивановым.
В 1978 году Николая Корыткова «ушли», и на его место ЦК КПСС назначил выходца с Сахалина Павла Леонова, по жене родственника маршала Устинова. Что это был за руководитель, Евгений Шимин в книге охарактеризовал его так: «В народе еще долго сравнивали старого и нового руководителя области. Не в пользу второго. К нему, кстати, вскоре приклеилась кличка Бродяга с Сахалина. К журналистской братии Леонов относился пренебрежительно, это был сторонник авральных методов в управлении, показухи, кампанейщины». В общем, газетчикам в леоновский период пришлось посуетиться, побегать и исполнять указы-приказы временами сумасбродного первого секретаря обкома. О свободомыслии и речи не шло. Подробнее надо самому прочесть об этой ситуации в книге, много там всего интересного.
В 1985 году Леонова сняли, вместо него назначили нового «варяга» из Красноярска – Николая Татарчука, хозяйственника. На его посту надо было быть еще и политиком, время шло к переменам в обществе и в государстве. Газетчики мгновенно почувствовали слабину в вожжах партийного начальства, начав потихоньку приспосабливаться к новым реалиям. А Евгений Шимин пошел на повышение – он стал ответственным секретарем газеты, а вскоре и заместителем редактора Юрия Ястребова.
Изменения в среде начальства закаляли журналистов, менялась постепенно и сама газета по содержанию и тону.
«Вече Твери», «Вечка»
Перенесемся в конец 1980-х годов – период перелома, стихийных митингов, крушения власти КПСС, новой системы выборов депутатов всех уровней, изменения роли прессы в жизни общества, во время тупика в построении социализма.
В мае 1990 года народные депутаты Калининского (название «Тверь» появилось в июле 1990 года) совета сначала проголосовали за создание городской газеты, а потом провели конкурс по отбору на должность редактора. Им стал Евгений Шимин. Автор этих строк отлично помнит этот момент, так как был в составе конкурсной комиссии. За кандидатуру Шимина проголосовали единогласно, так же было одобрено название газеты, предложенное режиссером местного телевидения Евгением Малышевым, – «Вече Твери». Оно сразу всем понравилось.
Летом председатель горисполкома Александр Белоусов газету зарегистрировал, и 3 октября 1990 года под редакторством Евгения Шимина вышел первый номер «Вечки» – так неформально стала называться в народе новая газета. 10 октября Шимина официально утвердили редактором.
«Вече Твери» – это целая эпоха в становлении и развитии новой демократии у нас в Твери, в отношениях властей к газете, читателей к ней же, да и самой журналистской братии к новорожденному информационному субъекту. За новое дело в новой обстановке взялась команда единомышленников, среди них Галина Феоктистова, Марк Майстровский, Ирина Бодрова, Валерий Смирнов, Дмитрий Званцев, Михаил Быстров, Александр Хохлов и другие, все они старались давать читателю правдивую информацию на фоне гнева партийных деятелей от КПСС.
На первый случай Александр Белоусов выделил из бюджета 40 тысяч рублей, ну а дальше надо было их зарабатывать самостоятельно как частной газете. Спонсоров вначале не было. Трудно, но как-то выживали. «Вечка» завоевала себе читателей быстро и в большом количестве, заимела авторитет среди других газетчиков и у рекламодателей – Николая Карпова («АНТЭК»), Бориса Назарова («Тенакон»), Алексея Андреева («Андреев софт»), Александры Козыревой («Тверьуниверсалбанк»).
К сожалению, «Вечка» при губернаторе Дмитрии Зеленине потеряла основного спонсора – Николая Карпова, газета постепенно стала терять свои позиции. Последний номер под редакторством Евгения Шимина вышел в конце февраля 2004 года, обремененный долгами (сейчас бренд «Вече Твери» эксплуатируется людьми, не имеющими никакого отношения к оригинальной газете. – Прим. ред.). Сам Шимин уволился с поста главного редактора в апреле 2004 года, потом было возвращение осенью на должность корреспондента, а в 2009 году Евгений Николаевич перешел на работу в «Тверские ведомости», об этом тоже интересно рассказано.
Судьба газетного дела
В заключительной главе автор делится мыслями о современной прессе. Сегодня, по его мнению, региональная журналистика изрядно потускнела, из нее ушла публицистика. Причина – демократические начала в политике, ярко блиставшие в 1990-х годах, утратились, зародились властные вертикали. Выход, по мнению Евгения Шимина, таков: «Газеты должны финансировать подписчики, покупатели периодики в розничной сети, рекламодатели». Именно так, кстати говоря, и существует «Караван».
Книга Евгения Шимина – это предмет для споров и обсуждений. Единственный ее недостаток – малый тираж, всего 100 экземпляров, изданных на личные средства.
Борис Ершов