30 января в Твери прошли общественные слушания о создании лесопаркового зеленого пояса города. Проект поддержан большинством голосов, однако на пояс он совсем не похож.
Закон о «зеленом щите» был разработан экспертами Общероссийского народного фронта, принят в Государственной думе РФ и подписан президентом России в 2016 году. Закон вступил в силу с 2017 года, он ограничивает вырубку деревьев вокруг муниципальных образований и городов федерального значения, а также вводит особые правила для хозяйственной деятельности, влияющей на экологию. Федеральный закон содержит поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые устанавливают штрафы за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.
За 2018 год в 39 регионах были приняты решения о формировании вокруг региональных центров лесопарковых зеленых поясов. Сейчас общая площадь «зеленых щитов» по стране составляет более 1 миллиона гектаров. В Тверской области также был разработан свой проект.
Общественные слушания проходили в здании администрации Калининского района. В зале собрались более 80 человек, среди них были экологи, активисты, жители Калининского района и представители власти из сельских поселений.
Большинство из присутствующих недоумевали, увидев проект зеленого пояса, потому что поясом там и не пахнет. Только три небольшие зоны, отмеченные на карте Твери и Калининского района. Правда, заместитель министра природных ресурсов и экологии Тверской области Константин Елагин уточнил, что по закону «зеленый щит» не обязательно должен по факту представлять собой пояс.
Сейчас в лесопарковый зеленый пояс Твери включили 23 земельных участка, они расположены в границах Твери и Калининского района. Это земли лесного фонда с видом разрешенного использования для ведения лесного хозяйства. В проект попали и земли вокруг карьера у деревни Константиновки, где любят отдыхать жители Твери.
Всего речь идет о 310 гектарах, что в 50 раз меньше площади города. В сравнении с другими регионами это очень маленькая территория. К примеру, в Кирове размер «зеленого щита» составил 175 тысяч гектаров, что в десять раз больше площади самого города, в Иркутске и Иванове площадь лесопарковых зеленых поясов больше площади городов в семь раз, в Рязани – в три раза. В Тюмени и Барнауле площадь «зеленого щита» примерно равна площади города.
По проекту «зеленого щита» были высказаны разные позиции. Но основной мыслью было то, что лесопарковый зеленый пояс нужно увеличивать, а также внести в него зоны особо охраняемых природных территорий, в первую очередь тверских рощ, которые не раз оказывались в центре городских скандалов из-за вырубки. Они не были включены, вероятно, из-за того, что у многих ООПТ до сих пор не определены границы. Жители Калининского района в основном говорили об уже существующих вырубках рядом с их селами и деревнями, вспомнили про скандальную историю в Эммаусе, вырубку рядом с Медным.
В результате в голосовании приняли участие 80 человек, хотя людей в зале было больше. 62 человека проголосовали за, 5 – против, 13 воздержались. Далее проект будет направлен в Законодательное Собрание Тверской области.
Екатерина Смирнова