Кимры славятся деревянным и каменным модерном, за которым едут туристы. Однако на въезде их встречает свалка, напоминающая гору Фудзи, в центре пестрят рекламные вывески, на многих исторических зданиях висят таблички «Продается», часть памятников в полуразрушенном состоянии, с забитыми окнами и дверями. Исторические торговые ряды, вернее оставшиеся от них развалины, обнесены забором, и барахолка в нарушение схемы ярмарочной торговли устроена рядом на площади. Полнейший хаос. При этом нельзя сказать, что город не имеет хозяев.
С 2000 годов почти все здесь контролирует бывший мэр Максим Литвинов, являющийся председателем думы, несмотря на подозрение в злоупотреблении служебными полномочиями и в причинении ущерба городу на 18 миллионов рублей. Исполняющая обязанности главы Светлана Брагина, по словам местных жителей, приходится ему родственницей. Кроме того, Кимры называют вотчиной сенатора Андрея Епишина, который и возглавил недавно комиссию по выборам нового мэра. Сенатор известен дружескими отношениями с Максимом Литвиновым.
«Караван» накануне выборов побывал в городе, который, кажется, застыл в 1990-х.
Памятники ушли по дешевке
Улица Урицкого в районе дома № 9 перерыта – здесь с середины января ведутся работы по подведению водопровода, они должны были закончиться еще 31 января. Однако фундамент исторического здания, трактира начала XIX века, разрыт и подвергается внешнему воздействию. Куда смотрит Главное управление по охране объектов культурного наследия, непонятно.
Здание не функционирует с 2012 года, когда из него выгнали арендатора Марата Юмагулова, с 1990-х годов державшего здесь магазин бытовой техники. Предприниматель до сих пор судится с администрацией по поводу незаконности этих действий. Значительную часть товара ему так и не вернули.
Сейчас зданием владеет О.А. Волкова. На памятнике висит объявление о его продаже. И такое в Кимрах не редкость. За комментарием мы обратились к Виктории Янкевич, руководителю туристической фирмы и градозащитнице.
– Здания задешево продавались при мэре Максиме Литвинове и оказывались в руках приближенных к нему лиц, видимо, с целью дальнейшей перепродажи, – рассказала Виктория. – Отличить добросовестных приобретателей от недобросовестных легко. Например, у нас есть так называемый банк Мошкиных, построенный кимрскими купцами при поддержке братьев Мошкиных из Москвы. Этот уникальный памятник с характерным для модерна изображением лилии разрушается на глазах. Буквально через дорогу находится женская гимназия А.Н. Собцовой – здание отреставрировано и является украшением улицы, за его состоянием следит предприниматель Романов. Он же поддерживает состояние торгового дома Серепьевых, но это скорее исключение из общего правила.
– При въезде в город сразу портится настроение: с одной стороны, хаос рекламных вывесок, с другой стороны, разрушенность исторических зданий…
– Руководству города его внешний облик не интересен. В Кимрах нет главного архитектора – в свое время Валентина Хлебородова занималась сохранением исторического облика Кимр, но она оказалась ненужной власти. Мы часто пишем обращения в Главное управление по охране объектов культурного наследия, добились консервации дома Рыбкина и дома Камчаткина, но администрация в одном здании разобрала крышу, в другом – стену, видимо, чтобы они поскорее рухнули.
– В СМИ сообщалось о реконструкции набережной в устье реки Кимрки. Значит, какие-то работы ведутся?
– Здесь администрация обманула жителей. На сайте проводился опрос по поводу объектов, которые необходимо благоустроить. Большинство проголосовали за восстановление городского парка, однако буквально за несколько часов до окончания процедуры голоса накрутили. Дело в том, что приближенные Литвинова строят яхт-клуб на реке Кимрке и им нужно, чтобы суда красиво заходили в гавань. Я лично голосовала за восстановление набережной Волги, именно там обычно гуляют люди. На реконструкцию невостребованного места из бюджета выделили 10 миллионов рублей, но то, что там сделали, не стоит таких денег.
Выкупить себя из крепостной зависимости
– Скандал прошлого года – это планы по разрушению дома Туполева, из которого уже выселили жильцов.
– Это единственное здание, которое связано с именем авиаконструктора. Здесь некоторое время проживала его сестра, Туполев бывал в этом доме. Мы направили обращение президенту с предложением сделать музей Туполева и представить его изобретения – не только авиапроекты, но и аэросани, аэродинамическую трубу, а также разработки для облегчения крестьянского труда. Туполев был сродни Леонардо да Винчи, и такой музей был бы украшением города. Наше предложение было спущено на уровень комитета культуры Тверской области, сейчас ждем ответа.
– Я разговаривал с родственниками Туполева на выставке в Твери, они не хотят вмешиваться в это, считая, что туристам хватает усадьбы Пустомазово.
– Туристы не поедут за 50 километров в Пустомазово мимо этой свалки и вымирающих деревень. Музей нужнее в Кимрах, развивать нужно именно город.
– Насколько перспективны Кимры для развития туризма?
– Деревянный модерн – это бренд города. Туристы часами гуляют по Кимрам, разглядывая дома с типичными башенками. Министерство туризма планирует выделить средства на благоустройство улицы Московской, которая должна стать улицей-музеем. Однако с местными жителями никто работу не проводит – они вставляют пластиковые окна и обшивают дома сайдингом. Такими темпами вскоре смотреть там будет не на что. У нас есть инициативная группа, которая реализует проект «Том Сойер Фест» – в прошлом году своими силами ребята покрасили дом на улице Кирова, а в этом году займутся домом на улице Московской. Получается, общественникам город нужнее, чем администрации.
Кроме того, Кимры связаны с писателями Макаром Рыбаковым, Александром Фадеевым, артисткой Ниной Сазоновой… Здесь жила Юлия Самойлова – муза художника Карла Брюллова, именно она изображена на картине «Последний день Помпеи».
У города много культурных смыслов. Например, в 1846 году, за 15 лет до отмены крепостного права, жители выкупились из крепостной зависимости. Нам для дальнейшего развития нужно повторить этот кейс, потому что Кимры сейчас – это вотчина Андрея Епишина.
Бывший партнер Литвинова идет на выборы «исправлять грехи»
Кимры – вотчина, но народ здесь все же непредсказуемый. Местные события – это сюжет для какого-нибудь политического триллера вроде «Карточного домика».
Вспомним, как в 2014 году на прямых выборах жители избрали мэром коммуниста Романа Андреева, что повергло в шок Максима Литвинова. Бывший глава подсуетился, убедил депутата Дмитрия Кривчикова, директора обувной фабрики «никс», уступить ему место в местной думе и избрался председателем, чтобы не давать работать Роману Андрееву, и в итоге добился его отставки.
Вскоре сам Кривчиков пожалел о своем поступке: Максим Литвинов, будучи соучредителем фабрики, подал на своего партнера заявление в правоохранительные органы, было заведено уголовное дело.
– Дело прекратили в августе 2018 года, официальные документы я получил буквально перед Новым годом, – прокомментировал «Каравану» Дмитрий Кривчиков. – Фабрика работает нормально, рабочий процесс нарушен не был. Наши отношения с соучредителем развиваются в Арбитражном суде.
– Зачем Литвинов писал на вас заявление в правоохранительные органы?
– Я не знаю, что у него произошло в голове, особенно после того, как он вышел из СИЗО.
– А ведь вы когда-то уступили ему место в гордуме.
– Да, был за мной такой грех, и я понимаю, что поступил неправильно. Теперь, наверное, настало время исправлять грехи, именно поэтому я зарегистрировался в качестве кандидата на выборах в главы города.
– А Максим Литвинов собирается идти на выборы?
– Опять же, я не знаю, что у него в голове.
***
Полный список конкурентов Дмитрия Кривчикова пока не известен. О намерении возглавить Кимры заявил также депутат Тверской городской думы Сергей Аксенов. Посмотрим, как сенатор Андрей Епишин и дума под руководством Максима Литвинова будут реагировать на кандидатов.
Делу против Литвинова не дают ход?
Руководитель движения «Опора» Алексей Ельников много лет пишет запросы в прокуратуру по поводу волокиты при расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении Максима Литвинова по факту растраты и злоупотребления служебным положением:
– Следователь СУ СК РФ более 10 раз направлял дело в прокуратуру Тверской области для утверждения обвинительного заключения и передачи дела в суд, однако уже несколько лет оно возвращается на доследование для устранения недостатков. Таким образом, призвание Максима Литвинова к ответственности искусственно затягивается.
Напомним, Максим Литвинов подозревается в том, что, будучи главой Кимр, передал подконтрольному ему лицу почти 17 тысяч квадратных метров земли якобы под строительство торгово-развлекательного центра.
«Литвинов знал, что передача участка необходима для последующей переуступки права аренды по более высокой стоимости новому арендатору, – поясняла в 2015 году старший помощник руководителя Следственного управления СК России по Тверской области Валерия Павлова. – Впоследствии знакомая Литвинова переуступила право аренды земельного участка одному из закрытых акционерных обществ за 18 миллионов рублей и, получив указанную сумму денег, перечислила 8 миллионов рублей на расчетный счет компании, учредителем которой является супруга Максима Литвинова. В результате бюджету Кимр был причинен ущерб на сумму 18 миллионов рублей».
Дмитрий Кочетков