Хрупкое равновесие. Что делать, чтобы не рухнул Тверской театр драмы

26.02.2019, 12:55

Для того чтобы создать театр, нужны годы, для его разрушения достаточно пары глупых непрофессиональных приказов. В Твери произошло событие, о котором старательно молчат. В Тверском академическом театре драмы решено было одномоментно уволить четырех актеров и одного режиссера: актрис Зою Андрееву и Наталью Бурдину, заслуженных артистов России Виталия Синицкого и Георгия Пономарева, а также заслуженного деятеля искусств России режиссера Валерия Персикова.

Несколько коротких слов об уволенных: все они высокопрофессиональные мастера сцены. Зоя Андреева играла еще в постановках Романа Виктюка в бытность его режиссером Калининского ТЮЗа. Виталий Синицкий – прекрасный актер и тонкий мастер режиссуры, автор моноспектакля «Гамлет» и исполнитель роли принца датского, режиссер спектакля «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, в котором сыграл две роли. Это, знаете ли, биография! Георгий Пономарев – человек, благодаря которому Тверь узнала о подвиге святого благоверного князя Михаила Тверского, памятник которому украшает площадь его же имени; создатель моноспектакля «Михаил Тверской», сорок лет идущего на сцене театра; почетный гражданин Твери! Наталья Бурдина – просто очень хорошая актриса, на таких держится репертуар. Валерий Персиков – режиссер, чьих постановок в репертуаре театра имеется больше, чем у кого-либо другого, – десять.

 

Пока не поздно

Правительство области, руководство региональных органов культуры обошлись без комментариев, не проявили любопытства и государственные средства массовой информации. Что касается руководителей самого театра, здесь, похоже, ждут, когда все само собой рассосется.

Мы считаем, что о случившемся нужно говорить. Во-первых, для того, чтобы такого больше не было. Во-вторых, чтобы не допустить развития конфликтной ситуации внутри коллектива.

Смена поколений всегда болезненна, всем рано или поздно приходится уходить, великих танцоров Максимову с Васильевым и то уволили из Большого театра – все эти и схожие аргументы мы слышали сто раз. Если какая-то процедура болезненна, это не значит, что ее надо проводить бездумно и единым махом, как говорится, без заморозки, приводя как довод страшноватую поговорку, уместную в устах тиранов: «Лес рубят – щепки летят». А кроме того, Максимову и Васильева вывел за штат Григорович, художественный руководитель, уж точно имевший моральное право на самые жесткие решения.

Нынешних уволенных на выход попросила директор Светлана Вержбицкая, человек в театре, мягко говоря, новый; «на театр» ее перебросили из правительства, где она ведала социальной сферой.

Цель нашего выступления не в том, чтобы все вернуть назад. Да это и невозможно. Уже не сделаешь вид, что слова не были сказаны, а приказы не были подписаны. Нужно, пока не поздно, оценить ситуацию в театре. Подумать, что можно исправить. Именно сейчас, когда тверской драматический находится во вполне приличном творческом состоянии, когда зрители, как во времена главного режиссера Георгиевского и директора Ботвинникова, с букетами в руках вновь заполняют зал, а на отдельных спектаклях стали наблюдаться настоящие аншлаги, причем не в дни премьер, а в самые обычные дни. Исправлять положение нужно в самое ближайшее время. Потому что рушится все, напомним, очень быстро.

 

Нарушенный тандем худрук – директор

Возникает полное ощущение, что в театре нет никого, кроме директора. Четверо актеров уволены, потому что, как объясняет г-жа директор Вержбицкая, труппе необходимо омоложение. Это точно забота директора? Творческим работникам, например членам художественного совета, не стоит ли поучаствовать в обсуждении?

Совсем уж смехотворно выглядит обоснование увольнения режиссера Валерия Персикова. Он, оказывается, не успел подать заявку на постановку 2019 года. Простите великодушно, речь точно идет о театре? А то начинаешь думать, что это какой-то приемный пункт, куда до 18:00 прийти можно, а потом на двери замок висит. Что значит «не успел»? Репертуар театра – это основа его жизни. Если репертуар не обсуждается с режиссером, спектакли которого составляют значительную долю афиши, то с кем он вообще обсуждается?

Есть в жизни Тверского драматического театра одно обстоятельство, о котором предпочитают не говорить вслух. И, на наш взгляд, напрасно. В нашем театре, управленческая структура которого утвердилась в советское время, руководство всегда осуществлялось тандемом главный режиссер (художественный руководитель) – директор. Это была очень хорошая система сдержек и противовесов, и она обеспечивала устойчивость всей конструкции. Власти города знали, что не надо никому давать всей полноты власти, иначе корабль будет крениться на один борт. А главный режиссер и директор понимали, что им лучше договариваться и искать компромиссы, в противном случае уволить могут обоих.

Такая структура всегда была и в Тверском драматическом театре. Однако в последнее время она оказалась нарушенной, потому что состояние здоровья главного режиссера театра народной артистки России Веры Андреевны Ефремовой не позволяет ей руководить театром с той энергией и твердостью, как это было на протяжении нескольких десятилетий. Означает ли это, что теперь нет другого выхода, кроме как передать всю полноту власти директору, человеку, подчеркнем, без какого-либо театрального образования и опыта работы «в культуре»?

Ни в коем случае. Обязанности художественного руководителя можно временно возложить на кого-то сведущего в театральном деле (а такие люди в Твери, несомненно, есть). Можно (и нужно) усилить роль художественного совета. Поймите нас правильно, мы не даем рекомендаций, мы всего лишь говорим о том, что нужны какие-то действия, которые помогли бы театру пережить это непростое время и двигаться дальше. А что касается г-жи Вержбицкой, то она уже продемонстрировала свое неумение управлять театральным коллективом. Пара приказов – и вот уже люди в волнении, в тревоге, а им вечером выходить на сцену, к зрителю. Не надо ждать, когда внутри труппы начнутся распри. А это возможно, потому что актеры старшего поколения хорошо понимают: сегодня выкинули одного из лучших режиссеров в истории тверского театра Персикова, сегодня отправили домой, не сказав спасибо, актеров, по 40–50 лет прослуживших театру, а завтра придет их черед. И их также попросят не занимать чужого места.

 

Увольнение на фоне успеха

А ведь Валерий Персиков в последние два года совершил, казалось бы, невозможное – поставил спектакли, на которые в театр начали ходить люди, много лет вовсе не посещавшие тверской очаг культуры. Напомним его недавние работы: «Трамвай «Желание» по пьесе Т. Уильямса, «Кабала святош» М. Булгакова, «Сестра Надежда» А. Володина – все это сложные произведения отечественной и зарубежной драматургии. В Твери всерьез заговорили о театральном туризме – не все же нам ездить в столицы, пора и жителям Москвы увидеть премьеры тверского театра, особенно классические постановки, в которых нет ошеломляющих новизной и крутизной режиссерских «находок», зато есть присущее провинциальному театру бережное отношение к классике, уважение к зрителю.

Вспомним декабрьскую премьеру театра – музыкально-драматическую фантазию «Пушкин. Евгений Онегин» в постановке изгнанного Валерия Персикова. Такого успеха на тверских подмостках давно не имел ни один спектакль. О «Пушкине» Персикова много говорят, спорят (что нормально и даже хорошо), главное, что на спектакль ходят зрители. Валерий Персиков вынашивал планы поставить на сцене тверской драмы «Дядюшкин сон». Достоевского у нас давно не ставили, Персиков подал заявку, но ее отклонили – опоздал режиссер, план на год уже сверстан. Предложение поставить «Дядюшкин сон» вне плана, без финансовых затрат театра было встречено в штыки. Так прекрасный режиссер, много лет проработавший в театре, спектакли которого востребованы и любимы тысячами зрителей, оказался не у дел. Ему предложили уволиться. И это на фоне громкого успеха спектакля «Пушкин. Евгений Онегин» в год 220-летия поэта!

Мы не сомневаемся, что без спектаклей театр не останется. Во-первых, постановки Персикова будут идти еще долгие годы (как «История любви» Э. Сигала, несколько лет неизменно собирающая урожай горячих зрительских аплодисментов, и практически бессмертный «Ревизор» Гоголя, оба спектакля также были поставлены Валерием Персиковым). А во-вторых, новые спектакли в Твери создадут столичные режиссеры. Именно они сумели пунктуально подать заявки на постановки в тверском театре.

 

Внимание губернатора

Разрешение нынешней ситуации, на наш взгляд, теперь уже зашло столь далеко, что невозможно внутри театра. Этим должна заниматься власть, это ее прямая обязанность. Тверской академический театр драмы – не маленький частный театр, а государственное учреждение с многолетними славными традициями. Нынешний сезон – 273-й!

Решение следует искать, вероятно, для начала на уровне комитета культуры, а может быть, и губернатору лично стоит полюбопытствовать, все ли благополучно во вверенном ему учреждении культуры.

Правда, честно скажем, особой надежды тут нет. К сожалению, за последние пару десятилетий в области совершенно утрачены традиции управления в сфере культуры. Но ничего не делать или делать вид, что ничего не происходит, тоже нельзя. Это тот случай, когда отсидеться не удастся. И меры лучше принимать сейчас, пока нет крупных скандалов, пока сама ситуация с идиотскими, оскорбительными увольнениями не вышла за пределы области. А это произойдет, можете не сомневаться. Это не то шило, что будет покорно лежать в мешке.

Руслан Дзкуя, Ася Красинская

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх