К 250-летию со дня рождения и 175-летию со дня смерти Ивана Крылова «Караван» открыл серию публикаций о жизни и творчестве баснописца, имя которого неразрывно связано с Тверью. Сегодняшняя статья затрагивает период 1783–1793 годов, один из самых непростых для Ивана Андреевича.
Остался за главного
17 марта 1778 года у Ивана Крылова умирает больной отец, прослужив на гражданке три года. Семья из трех человек опустилась в нищету. Мать начала хлопотать о пенсии, старший сын Иван в 10-летнем возрасте поступил на службу в губернский магистрат и стал переписывать бумаги.
Иван как глава семьи должен был заботиться и о матери, и о младшем брате Льве, но денег не хватало. Так прошли четыре года. Хлопоты матери о пенсии ничего не дали. В 1782 году Иван воспользовался отъездом в Петербург одного из сыновей помещика Львова – Федора Петровича (1766–1836, будущего поэта, прозаика, публициста) и упросил Львова взять его с собой для устройства жизни.
Некоторое время Крылов проживал в Петербурге в доме родственников тверских Львовых – архитектора и поэта Н.А. Львова (1753–1803). Иван почти год провел в поисках трудоустройства. С помощью знакомых и покровителей (Львовы, Я.Б. Княжнин, Г.Р. Державин с женой Екатериной) удалось включиться в петербургский светский и литературный бомонд и наконец в сентябре 1783 года получить в казенной палате место приказного служителя в чине канцеляриста, а вскоре и первый табельный чин провинциального секретаря с небольшим окладом. Это позволило ему вызвать в Петербург из Твери мать с братом. Было тогда главе семьи не более 15 лет.
Комедии и трагедии
В 1784 году Иван Крылов закончил сочинять комическую оперу в стихах «Кофейница», начатую еще в Твери. В ней автор высмеивает провинциальные нравы крепостников. Увы, ее на сцену никто не взял, зато Крылов стал печататься в журнале «Лекарство от скуки и забот».
В 1785 году умерла мать (можно встретить другой год – 1787-й), и Иван, заботясь о младшем брате, определил его в гвардию, что было непросто.
В эти годы (1784–1785) Иван Крылов познакомился с актерами И.А. Дмитревским и П.А. Плавильщиковым, подружился с ними и через них продолжил знакомство с драматургом Я.Б. Княжниным и был представлен директору театра П.А. Соймонову.
Крылов в быстром темпе начал сочинять две трагедии – «Клеопатра» и «Филомела». Обе они были раскритикованы И.А. Дмитревским, на что Иван Андреевич не обиделся. Вскоре после этой неудачи написал сразу три комедии: «Бешеная семья», «Американцы», «Сочинитель в прихожей», в которых насмехался над лицемерием дворянского сословия. Они имели успех, директор театра Соймонов, одновременно служивший управляющим Горной экспедиции Кабинета ее Императорского величества, предложил Крылову перейти туда на службу.
С мая 1787 года Иван Крылов, тверской самородок, стал чиновником, занимающимся делами, связанными с личным имуществом императорского двора.
К 1788 году закончена «Филомела» и написана комедия «Проказники» – в карикатурном свете представлены зрителям-читателям фигуры и Соймонова, и драматурга Княжнина. До сих пор неясно, почему автор для сарказма избрал именно их – почти опекунов молодого 20-летнего Крылова. Произошла ссора, Иван был вынужден оставить службу в Горной экспедиции.
Возможность публиковаться в журналах для театров исчезла, зато знакомство с редактором другого журнала «Утренние часы» И.Г. Рахманиновым позволило ему напечатать свои первые, еще «незрелые» басни и познакомиться с литераторами Александром Радищевым (1749–1802), Владиславом Озеровым (1769–1816), Иваном Дмитриевым (1760–1837).
«Почта духов» и донос в полицию
Почувствовав зов сердца к самостоятельной литературной деятельности, Иван Крылов в 1789 году взялся за выпуск своего журнала «Почта духов», в котором в виде писем с переводами из западной литературы и философии, а также сочиненных самим издателем, происходило осмеяние пороков монархического строя, развращенности и лицемерия дворян, духовенства, чиновничества. Поздние критики считали «Почту духов» одним из самых значительных достижений в публицистике и философии Крылова.
Но случилась Великая французская революция, правительство Екатерины II на всякий случай стало давить журналистику и литераторов, немало издательств и типографий были закрыты, чего не избежал и Крылов – два года в деле издания журнала у Ивана Андреевича был перерыв. Только в начале 1792 года он с друзьями смог начать издавать новый журнал «Зритель» в том же духе, что и прежний, однако на него написали донос. Полиция произвела в типографии обыск, и журнал прикрыли в мае 1792 года. Однако неугомонный Крылов вместе с писателем, драматургом А.И. Клушиным через год, в 1793 году, сделал попытку издания журнала «Санкт-Петербургский Меркурий», но и его прикрыли. Иван Крылов снова не у дел.
Известны слова Фаддея Булгарина (1789–1859) и Виссариона Белинского (1811–1848) о том, что императрица лично беседовала с Крыловым о журнале «Санкт-Петербургский Меркурий». Подробности неизвестны, сам Крылов об этом не распространялся. Этот ли разговор или действия полиции сыграли решающую роль, но наш герой после этого прекратил журнально-издательскую деятельность.
В Петербурге делать стало нечего, и Крылов с 1794 года переехал в Москву, где был принят в некоторых домах знати, в частности генерал-поручика И. Бенкендорфа, В. Татищева и других, а также сблизился с литераторами.
Продолжение следует
Борис Ершов