Госдума предложила запретить хостелы в многоквартирных домах. Однако Совет Федерации большинством голосов решил перенести сроки принятия закона на год, чтобы дать бизнесу возможность приспособиться к новым условиям. По мнению сенаторов, резкие нововведения могут сказаться на российском туризме. «Караван» провел опрос представителей хостелов Тверской области, чтобы разобраться, что на этот счет думают сами хостельеры.
Многие помнят времена, когда в областных центрах были три-четыре больших гостиницы, куда командированных селили как раз по принципу хостела – в многоместные номера, и считалось, что тебе крупно повезло, если ты получил койку в такой гостинице. В Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) проблема гостиничных мест стояла еще острее. А потом, уже в рыночные времена, гостиницы просто были очень дорогими. Все изменилось, когда появились интернет-платформы для бронирования отелей, такие как Booking.com. Они дали возможность находить клиентов даже небольшим гостиницам и хостелам, которые так просто не обнаружишь. Для туристов появился шанс сэкономить на проживании и посетить те города, куда раньше было ехать дорого, да и незачем.
Еще недавно в рекламной рассылке Booking.com забавляли такие пассажи: спешите забронировать, отели в Париже от 1000 рублей в сутки, отели в Твери – от 4000 рублей в сутки. Сейчас цены подравнялись, в Твери тоже появились хостелы, причем большинство из них в жилых домах в центре города. Теперь этому бизнесу, от которого хорошо и туристам, и горожанам (одно место в гостинице – это четыре рабочих места для персонала), угрожает опасность.
По словам главы комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, которая была инициатором законопроекта, потребность в изменении работы «доходных домов» возникла после многочисленных жалоб от жильцов, которые проживают бок о бок с хостелами. Не всем горожанам нравится, что по соседству развернулась гостиница экономкласса.
О необходимости внесения поправок в эту отрасль говорили еще в 2015 году. И вот дело сдвинулось с мертвой точки. Законопроект о запрете работы хостелов в многоквартирных домах был принят 6 марта. Предполагалось, что с принятием нового закона открыть хостел в многоквартирном доме можно будет только после того, как помещение получит статус нежилого. Далее, согласно документу, прежде чем пустить постояльцев, необходимо оборудовать звукоизоляцию, пожарную сигнализацию, установить сейф для ценных вещей, приобрести все необходимое для уборки номеров, а также организовать работу охраны.
«Небольшим хостелам не выжить»
Светлана Марышева, администратор гостевого дома «Хостел на Разина» в Твери:
– Думаю, что, если этот закон будет принят, небольшим хостелам не выжить, они просто не потянут расходы. Поспешное принятие решения точно не сулит ничего хорошего. Конечно, такие вещи, как пожарная сигнализация и охрана, необходимы в любом случае, однако все нужно делать постепенно, безболезненно. Особенно если наши чиновники переживают за развитие туризма.
«Мы дружим с соседями»
Мария Литвинова, директор хостела «Березка» в Кимрах:
– Каким образом можно в жилом доме перевести помещение в нежилое? На мой взгляд, это, мягко говоря, проблематично. За один день это не делается. Звукоизоляция – это затратное удовольствие.
Давайте разберемся, для чего нужны хостелы. Чтобы люди могли приехать в туристический город, посмотреть всю красоту, не затрачивая большие средства на проживание. Если закон введут поспешно, то затраты хостелов резко вырастут, что потянет за собой рост цен на проживание в хостелах. На туристический поток это повлияет. Нужно понимать, что в хостелах предпочитают останавливаться в основном студенты, молодежь, люди состоятельные или более старшего возраста предпочтут скорее гостиницу.
Хостел хостелу рознь. Когда мы начинали свою деятельность, в доме было общежитие. А несколько лет назад часть нашего здания была переведена в жилое помещение. Мы стараемся дружить с соседями. Понятно, что может быть всякое, наши гости могут начудить, от этого никто не застрахован. В целом мы стараемся держать ситуацию под контролем, дебоширов выпроваживаем и повторно не селим. У нас работает что-то вроде «черных списков». Кстати, это повсеместно практикуется. У нас есть охрана – тревожная кнопка. Она есть и во всех гостиницах.
Мы знакомы почти со всеми соседями. Если у них возникают какие-то сложности, нам звонят, а мы помогаем, чем можем. Например, недавно у наших соседей лопнула труба отопления. Мы быстро организовали ремонт, воспользовавшись знакомствами в обслуживающей организации. В летнее время года сотрудничество с жильцами продолжается в новом формате – ухаживаем за газоном, стрижем кусты, высаживаем цветочки. Главное ведь – понимание и качественный контроль за своим бизнесом.
Дашун Самарина