Невиданная и загадочная Древняя Русь, утопающая в красках первозданной природы и древних праздников. Деревянные города и необъятные просторы, жестокие сражения и щедрые пиры, шумные ярмарки и грандиозная охота. На фоне исторических событий и удивительных приключений здесь крепнет настоящая дружба и рождается первая любовь
На прошлой неделе в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина открылась выставка «Древняя Тверь». Волшебный мир древних преданий, сказочных персонажей и исторических пейзажей древнеславянских мифов доступен тверитянам с 31 августа по 14 сентября.
ДРЕВНЯЯ ТВЕРЬ НАЯВУ
Выставка «Древняя Тверь» — из одноимённого цикла ежегодных выставок, посвящённых теме славянской мифологии и древнейшей истории зарождения Руси. Она возрождает в памяти современного общества мощь и величие забытого фольклора древнерусского народа и напоминает о культурном наследии наших предков. Открытая в канун 1 сентября, она на ближайшие две недели станет главным местом духовного обучения современных школьников.
— Ребята должны знать, с чего начинается родина. Ведь их дальнейшее развитие и становление напрямую зависит от знаний, которые мы закладываем в раннем возрасте. Очень важно растить детей на рассказах о наших традициях, нашей культуре, на добрых и правильных сказках, коими, в частности, и являются данные картины, — подчеркнул один из организаторов выставки краевед Николай Рассудков.
В экспозиции представлены картины тверских художников Александра Угланова и Всеволода Иванова, которые посвятили себя изучению и воссозданию образа Древней Руси. Это гениальные и уникальные мастера, чьи полотна позволяют проникнуть в удивительный мир исконно русской культуры.
Все произведения объединены темой мифической древней цивилизации, неведомой нам Руси, великой, дохристианской. Авторы картин изучают богатое прошлое Руси древнейшей и талантливо воссоздают его на холсте.
В рамках выставки проходит и презентация-продажа книг известного историка, политолога, главного редактора газеты «Караван+Я» Геннадия Климова, также специализирующегося на изучении древней цивилизации. Его книги опрокидывают стереотипы уже сложившихся жанров исторического повествования. Переплетение широкого спектра естественных наук с гуманитарными дисциплинами открывают читателю причудливую, необычную, но в то же время аргументированную и доказательную картину истории тех лет. Это реконструкция событий, происходивших на современной территории нашей страны тысячи и даже десятки тысяч лет назад.
ЛИСТАЯ КАЛЕНДАРЬ
Тверской художник Всеволод Иванов известен сегодня не только в России, его знают в Америке, Европе и даже в Австралии, он признанный мастер изображения мира дохристианской России. Его Русь особенная. Назначение своего искусства художник в одном из интервью определил следующим образом: «Мы живём в довольно сложное и жестокое время. Черноты и серости в мире с избытком. Потому смысл моего творчества — в меру своих сил делать жизнь для людей интереснее, познавательнее, красивее, содержательнее. Быть на стороне прогресса и противодействовать регрессу».
Его творчество — мостик в солнечный и прекрасный мир нашего русского прошлого.
— Дохристианский мир невероятно красив, но забыт. Частично сведения о нём остались. И вот мы, художники, стараемся эту древнейшую цивилизацию изобразить во всей её палитре. Картины уводят нас в очень далекое, легендарное прошлое наших предков и пращуров. Какой этот мир – судить зрителю. Но нам в этом мире работать и жить нравится, — отметил Всеволод Иванов во время открытия экспозиции «Древняя Тверь».
В рамках выставки состоялась презентация календарей Всеволода Иванова «Коляды Дар».
Ярких, красочных и, как всегда, утончённых. Эти работы необычны. Это наша история, наше далёкое и сакральное прошлое. Полотна словно материализовали таинственный мир наших предков.
По-другому выставку можно назвать «Русские месяцы года». Лютич, цветень, желтень, овсенич – большинство представленных Ивановым картин – из серии «Месяцы года». Некоторые из них к этому циклу не относятся, но подходят по смыслу.
— А в жизни какой ваш любимый месяц? – пытаюсь выяснить пристрастия мастера.
— Трудно сказать, но внешне – когда тепло, когда всё цветёт. Скорее всего, переход с июня на июль – времена празднования Ивана Купалы. А для души – когда хочется размышлять, когда за окном ненастная погода. Наверное, ноябрь: дни короткие и тёмные. В это время тянет на внутренние размышления, много идей возникает для будущих картин. А так, все месяцы хороши. Русская природа удивительно разнообразна, лучше нашей средней полосы вряд ли что есть.
ХОРОМЫ БОГОВ
Другая часть экспозиции – работы Александра Угланова. Не менее популярного тверского художника: его картины выставлялись в Москве, Оснабрюке и Афинах, многие из них находятся в частных коллекциях в России, Польше, Германии, Канаде, Сирии, Греции, Франции.
На выставке «Древняя Тверь» художник представил цикл «Хоромы богов»: хоромы Велеса, Макоши, дворцы в Коломенском, княжеские и дворянские хоромы, внутренние убранства и интерьеры.
Наши предки выбирали для жизни удивительно красивые места, селились у озёр, рек, на берегах морей, у холмов и гор.
— Мне нравится время моих картин, — говорит мастер. — Это эпоха, ушедшая далеко-далеко от нас. Русь изначальная – это дохристианская Русь. Это Русь, о которой мне рассказывали ещё в детстве, когда читали сказки. Мои работы – это тоже своего рода сказки, но правдивые. Вроде вымысел, но он настоящий.
Сюжеты берутся из книг, личных бесед и даже снов. Только здесь надо успеть взять карандаш и набросать эскиз будущей картины.
— Словно фокус – когда из ничего на холсте появляется древний мир, — подмечает Александр Угланов.
P.S. Выставка действует с 31 августа по 14 сентября в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина по адресу: г. Тверь, ул. Рыбацкая, 11/37.
Екатерина НОВАКОВСКАЯ