Об Удомельском крае в Смутное время написали книгу

26.03.2019, 11:49

Книга краеведа и художника-иллюстратора Леонида Константинова «Герои Смутного времени. Неизвестные страницы истории Удомельского края» (малая книжная серия «Удомельская старина», выпуск № 8) только вышла из печати.

Среди краеведов Тверской области Леонид Константинов известен не только прекрасными графическими иллюстрациями ко многим публикациям на исторические темы России, но и статьями по истории Верхневолжья, а в последние годы по истории Удомли и Удомельского края. Годы Смуты в Удомельском крае, как, впрочем, и в других местах тверской земли, мало исследованы, поэтому автору понадобились несколько лет, чтобы собрать материалы для более-менее полной картины о событиях начала XVII века в этой части Московского государства.

Кстати, автор вводит понятие новгородского государства, несмотря на то, что Новгород с его землями вот уже больше 100 лет входил в состав Московского. Дело в том, утверждает автор, что в 1611 году ослабленная Москва заключила договор, «по которому город (Новгород. – Прим. авт.) признавал покровительство шведского короля Карла IX» после его взятия шведскими войсками Якова Делагарди, а в 1611–1612 годах «войска шведско-новгородского альянса заняли значительную территорию на северо-западе Русского государства, которая стала называться Новгородским государством».

Кто только не разбойничал в тогдашней Удомельской волости: русские, иноземцы, недоброй памяти черкасские казаки. «…Все несли местному населению смерть и разорение. Крестьянин стал добычей, и его убивали из-за того, что у него могла быть жена, лошадь или просто кусок хлеба. Звери и люди поменялись местами. По еще не сожженным, опустевшим селам и деревням бродили волки и медведи, а местные жители прятались в болотах и глухих лесах». Название сохранилось одно – литовское разорение.

Почти половину книги автор посвятил судьбам удомельских «детей боярских» Плещеевых. Тут и служба полякам и Лжедимитрию Льва и Ивана Афанасьевичей Плещеевых, а потом возвышение при первом Романове, тут и их двоюродный брат Леонтий, верный русским правителям, прославивший свое имя победой над новгородско-шведским гарнизоном «острожка» (крепостцы) на озере Удомля как первым шагом к освобождению от иностранщины. Хитросплетения их судеб автор показывает подробным летописным материалом, убедительным и интересным.

Вторая часть книги посвящена истории собственно Удомельской волости с середины XV века до Смуты. Текст снабжен богатым летописным и более поздним документальным материалом, видимо впервые опубликованным в краеведческой, а может и в официальной исторической литературе. Очень интересны рассуждения автора об этнографической стороне вопроса. Оказывается, была «Татарская Удомельская волость», образовавшаяся вынужденными переселенцами из Астраханского и Казанского ханств после завоеваний при Иване Грозном. До наших дней дошла соответствующая топонимика и любопытные фамилии и прозвища среди населения.

Очень интересны главы книги с названием «Швеция и Русь: от союза к интервенции», в которых рассказывается, почему новгородская, в частности удомельская, земля чуть было не стала владением шведских королей – патриотизм русских встал на пути.

В общем, книгу Леонида Константинова следует считать событием в тверском краеведении и примером для потенциальных авторов из других исторических мест Тверского края.

Борис Ершов

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх