Реквием по самоуправлению. Почему власти выгодно население, а не граждане?

29.04.2019, 11:31

Наш номер выходит в праздничную неделю. Пасха, Первое мая, День Победы… Праздники на любой вкус и идеологические убеждения. И главное, празднуются они в самое благодатное время – в начале мая, когда оживает и расцветает природа. Разница с затянувшимися новогодними праздниками огромная. Можно работать на даче или, наоборот, гулять, разговляться шашлыками, ездить по разным симпатичным местам. Световой день длинный, погода, даже несмотря на то, что зацвела черемуха, все равно хорошая.

 

Не власть, а наместники

А на прошлой неделе в России тихо и незаметно прошел праздник того, чего у нас, увы, уже нет – День местного самоуправления. Несчастная муниципальная власть, на волне демократических преобразований вроде бы выведенная Конституцией из структуры государственной власти, сегодня прозябает, как не прозябала при царизме и тоталитаризме.

Абсурдно требовать от ребенка самостоятельности и продуманных экономических действий, если все его деньги – то, что мама дала с утра на пирожок. То, что происходит в городах Тверской области, следствие отсутствия власти и граждан. У нас остались лишь наместники и вверенное им население.

Если средневековые города Европы, в том числе города Беларуси и Украины, а также наш Смоленск, жили по Магдебургскому праву, управлялись выборным городским магистратом, где имели представительство все сословия, то у нас такая ситуация идет, видимо, со времен монголо-татар, которым жители Руси платили дань, лишь бы они их не трогали. Комфортная среда, на взгляд оккупационной монголо-татарской власти, была вредна для холопов, ибо в таких условиях растут потребности.

Прямые выборы мэра сохранились лишь в десяти городах РФ. В Тверской области таких городов и районов не осталось. В 1990-е годы был короткий период времени, когда большая часть налогов, собираемых на территории, оставалась на местах. Власть, которая управляет этими деньгами, должна была отчитываться перед жителями, куда эти деньги тратятся. Несмотря на всю тяжесть того времени, на закрывающиеся предприятия, на обрушивающуюся на муниципалитеты ведомственную инфраструктуру – от жилого фонда до домов культуры, – это позволяло местной власти не только сохранить жизнь в городах и районах, но и оставить о себе добрую память, как покойный мэр Твери Александр Белоусов.

Но наместники, отключенные от управления деньгами, сейчас, видимо, нужнее.

 

«Осташков грязен и вонюч»

Сегодня состояние городов Тверской области таково, что туристы, которых занесет в них в первомайские праздники, вздрогнут и начнут записывать ужасающие видео о том, что увидели.

 «Осташков грязен и вонюч» – такая надпись встречает гостей жемчужины Селигера на бруствере набережной. Да, Осташков вонюч, проблему очистных сооружений города, с попытки решения которой начал свою работу в Тверской области губернатор Игорь Руденя, решить так и не удалось. А еще отличают Осташков развалины пожарищ в центре города. Закрыт финансовый техникум, который окончил когда-то один из лучших финансистов региона Иван Райдур. Закрыт концертный зал, где проходили «Музыкальные вечера на Селигере», знаменитый некогда фестиваль под патронажем народной артистки СССР Ирины Архиповой. Под угрозой закрытия краеведческий музей – он, как и концертный зал, располагается в храме, переданном РПЦ.

Напомним, что городской округ Осташков возглавляет Алексей Титов, бывший глава Селижаровского района, недолгое время поработавший заместителем по внутренней политике у губернатора Рудени.

 

Кимры – противостояние нарастает

Кимры – тоже город, куда могут поехать туристы на выходные. Пофотографировать то, что осталось от деревянного модерна, погулять у развалин гостиного двора, посмотреть на разлившуюся Волгу. Только вот если туристы задержаться до вечера, они обнаружат, что далеко не на всех улицах города есть уличное освещение. Да и пепелищ от пожарищ тут не меньше, чем в Осташкове, – деревянный модерн купеческих Кимр кем-то интенсивно уничтожается.

На прошлой неделе председатель Кимрской городской думы Максим Литвинов был лишен своей должности по решению тверского суда. Вполне возможно, вслед за ним покинет свой пост глава Кимр Светлана Брагина. История Максима Литвинова – это наглядная иллюстрация к процессу деградации системы местного самоуправления в России. Молодой предприниматель, в начале 2000-х приехавший в Кимры возрождать обувную промышленность, стал главой города. И постепенно забрал этот город фактически в собственность – свою и своих многочисленных родственников (якобы Брагина тоже входит в разросшийся клан Литвинова, приходится ему кем-то вроде тещи двоюродного брата). После проигрыша на очередных выборах Максим Литвинов стал председателем городской думы и добился снятия законно избранного мэра Романа Андреева. Однако все эти годы Литвинов продолжал оставаться фигурантом уголовного дела, и сейчас этому делу вдруг был дан ход.

По удивительному совпадению это случилось, когда Кимрская городская дума прокатила на выборах главы города Кимры депутата Тверской городской думы Сергея Аксенова, кандидата, выдвинутого правительством Тверской области, поддержанного министром по работе с территориями Андреем Зайцевым и заместителем губернатора по внутренней политике Андреем Ищенко. Максим Литвинов традиционно считается человеком сенатора Андрея Епишина, который имеет в Кимрах серьезный экономический интерес – производство, изготавливающее комплектующие для боингов. В том, что Аксенов пролетел мимо должности главы Кимр и вслед за этим был снят по суду Литвинов, можно увидеть начало открытого противостояния между политическим блоком губернатора Рудени и командой Андрея Епишина и нынешнего председателя Законодательного Собрания Тверской области Сергея Голубева.

 

Весьегонск и Торжок: агитаторы подкачали

Если в Кимрах еще видны следы большой политической интриги (как-никак Епишин с самого появления его в тверской политике в 2004 году планировал стать губернатором Тверской области), то в Торжке, Вышнем Волочке, Весьегонске имеет место просто неуправляемый хаос, спровоцированный беспомощной внутренней политикой команды губернатора Тверской области. Обстоятельства разные: Торжокский и Весьегонский районы сопротивляются объединению в городской округ, Волочек и Вышневолоцкий район объединить в округ удалось. Но управляемость от этого не повышается, а падает день ото дня.

22 апреля Ёгонское сельское поселение в Весьегонском районе пережило десант «инопланетян». Туда приехал министр по работе с территориями Зайцев в сопровождении редактора газеты «Край справедливости» Вячеслава Григорьева – с тем, чтобы провести заседание местного собрания, на котором депутаты должны были бы согласиться с созданием городского округа. Некоторым временем ранее «напарница» этого Григорьева Юлия Овсянникова, возглавляющая государственное РИА «Верхневолжье», гастролировала с целью агитации за создание городского округа в Торжке.

Тут сошлось все: информационная политика региональной власти, поручившей пропагандировать городские округа людям, посмотрев на которые, любой скажет: «Если эти за, то я против», незнание ситуации на местах, презрение чиновников к людям. Понятно, что долго так руководить регионом нельзя. Но очень многое из того, что нельзя делать долго, к сожалению, затягивается у нас на десятилетия…

Мы продолжаем мониторить ситуацию в муниципалитетах. Если вы хотите рассказать нам о том, что творится у вас, пишите на электронный адрес редакции.

Мария Орлова

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх