24 мая в Тверской городской думе состоялись публичные слушания по вопросу «Об отчете об исполнении бюджета города Твери за 2018 год».
Собравшихся поприветствовали председатель профильного комитета по бюджету и налогам Андрей Дмитриев и председатель Тверской городской думы Евгений Пичуев. Главы города Алексея Огонькова на слушаниях не было, судя по всему из-за отпуска. Вместо него присутствовал заместитель Алексей Жучков.
– Традиционно мы сравниваем плановые показатели и фактически исполненные. 2018 год был непростым. По большинству позиций бюджет был исполнен, но были и серьезные проблемы, – сказал Евгений Пичуев. – На плечи муниципалитета легла большая ответственность по ведению и контролю строительства ряда социально значимых объектов. Это школы, детские сады, спортивный центр на стадионе «Химик». К сожалению, надо признать, что не все поставленные задачи были выполнены. Есть, конечно, в этом и вина городской власти, и ряд объективных причин, когда нам приходилось работать с недобросовестными поставщиками и исполнителями услуг.
Дефицит средств
Доходы города за 2018 год составили 7,8 млрд рублей, из них 2,49 млрд – это налоговые доходы, 1,43 млрд – неналоговые, а 3,86 млрд – безвозмездные поступления: дотации, субсидии, субвенции. Расход за год составил 8,1 млрд, дефицит – 382,5 млн. При этом в плане на год были обозначены доходы в размере 9,3 млрд, а расходы – 9,6 млрд. Что касается налогового дохода, тут больше всего бюджету принесли налоги на доходы физических лиц и имущество. По НДФЛ в лидерах Тверской вагоностроительный завод, Тверская генерация и РЖД. В неналоговых доходах большую часть составили доходы от использования имущества и от его продажи.
Что касается расходов, 63% всего бюджета были потрачены на социально-культурную сферу, более 5,1 млрд рублей. На образование ушли 4,49 млрд рублей, на культуру – 283,4 млн, на физическую культуру и спорт – 83,6 млн, на социальную политику – 313,1 млн рублей.
Статьи расходов в сфере образования: содержание школ и детских садов, зарплата, организация горячего питания, укрепление материально-технической базы, в том числе строительство школ в Юности и Брусилове, организация отдыха детей.
Статьи расходов в сфере культуры и спорта: содержание учреждений культуры, библиотек, клубов и городского музейно-выставочного центра. В том числе сюда входят и расходы на реконструкцию стадиона «Химик», которую провели со множеством нарушений, в результате объект не сдан в эксплуатацию.
Социальная политика: социальная помощь гражданам, поддержка тренеров, преподавателей, руководителей творческих коллективов, выплаты почетным гражданам города, гранты на социально значимые проекты и т.д. Примечательно, что на поддержку семей с детьми и реабилитацию инвалидов ушло всего 3,5 млн рублей, в том числе на установку четырех пандусов.
На жилищное и коммунальное хозяйство потратили в 2018 году 188,6 млн рублей, в том числе были выделены средства на строительство инфраструктуры в деревне Езвино, где администрация выделила участки многодетным семьям. Однако множество участков в других местах по-прежнему остаются без необходимых коммуникаций. Видимо, этот вопрос администрации придется решать в дальнейшие годы не без вмешательства прокуратуры.
На дорожное хозяйство было выделено 906,7 млн рублей. То, что это слишком маленькая сумма, показывают хотя бы участившиеся штрафы за ямы на дорогах, которые получает МУП «ЖЭК». На благоустройство общественных территорий, скверов и бульваров потрачено 72,9 млн рублей. На программу поддержки местных инициатив – 17,6 млн, причем у многих участников программы есть большие вопросы к подрядчикам, в том числе по качеству работ и материалов.
Дефицит компетенций
В конце слушаний жители могли выступить, предварительно записавшись, и задать вопросы, но только в письменном виде. Ряд конструктивных предложений внес Павел Волков, юрист дружины «Афанасий»:
– Бюджет за прошедший год мы обсуждаем для того, чтобы учесть ошибки и неточности при принятии бюджетов в последующих годах. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на эффективность расходов на оплату членских взносов в различные ассоциации и союзы. К сожалению, не приложено основания с разъяснением экономического эффекта, а мы ежегодно вкладываем средства. Нужно либо разработать план по коммерциализации этих соглашений, либо отказаться от части из них.
В 2018-м были установлены только четыре пандуса. Хотелось бы узнать из скольких? Четыре пандуса из 10, 40 или 400? И нужно, чтобы в следующие годы их было хотя бы 40 или 400.
Вызывает вопросы национальный проект ремонта дорог. Мы заранее знали, что нам придет большое количество средств на ремонт магистральных дорог, но никто не предусмотрел хотя бы частичный ремонт коммуникаций и труб под ними. В итоге это приведет к тому, что мы будем разрывать новый асфальт.
Также интересный момент – конкурсы на проведение ремонтных дорожных работ. Мы понимаем, что, пока деньги не поступили в бюджет, мы не можем проводить торги. Но, проводя их сейчас, мы себя обрекаем на то, что опять будем класть асфальт в дождь и снег. Нужно каким-то образом законодательно закрепить, чтобы конкурсные процедуры можно было проводить с января по март.
Нужно вводить прозрачную мотивацию для муниципальных служащих. Хотелось бы, чтобы их зарплата частично формировалась от должности, частично от тех задач, которые они выполняют.
При выделении земель под новые районы нужно продумывать момент с созданием там инфраструктуры, со строительством школ, детских садов, пожарных станций и т.д.
Последний момент: у нас были потрачены огромные средства на закупку остановочных комплексов. А сейчас они просто лежат и гниют, вопрос стоит в отсутствии площадок под них.
***
Удивительна щедрость, с которой депутаты Тверской городской думы раздают объекты, находящиеся в собственности города. Так, области были отданы доли в ООО «Тверь Водоканал», гостинице «Оснабрюк»; отчуждена территория старого трамвайного депо на площади Капошвара; универмаг «Тверь» отдан под Тверской областной суд, бывший Дом быта – под Арбитражный суд; еще одно здание передано Росгвардии и т.д. Все это уже сказалось или скажется в будущем именно на городском бюджете.
Екатерина Смирнова