«Лодка, водка и молодка». Как преодолеть проклятие тверского туризма

18.06.2019, 15:21

Тверской туризм – загадочная отрасль экономики, на которую возлагается много надежд. За счет этих надежд живет целое региональное министерство, на туризм выделяются серьезные бюджетные деньги. Хотя реально работают в тверском туризме несколько энтузиастов, которые и занимаются повышением репутации региона.

Плана Б нет

Поводом к написанию этой статьи стал прошедший полторы недели назад гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке». Масштабное мероприятие, со своими плюсами и недочетами, вызвало серьезную волну споров и откровенной ругани в интернете, самое удивительное – ругались в основном те, кто его не посещал.

 Марк Каганский, владелец отеля «Конаково Ривер Клаб», которого можно назвать главным теоретиком ивент-туризма (попросту говоря, туризма событийного) в средней полосе России, разбирая с организаторами фестиваля ошибки, сказал: «К сожалению, плана Б у вас нет». План Б – это действия на случай, если подведет погода. Во время гастрономического фестиваля в Торжке погода подвела несвойственным для Тверской области образом – было нестерпимо жарко. Обычно бывает наоборот: в середине июня может пойти дождь на несколько суток и температура воздуха опуститься до плюс десяти градусов. Дождь бы разогнал посетителей сразу, жара сделала это постепенно.

Организаторы, конечно, учли опыт. В будущем году, если фестиваль состоится, появятся шатры, под которыми можно прятаться от дождя и солнца, вентиляторы, распыляющие водную взвесь… Главное сейчас, чтобы у команды энтузиастов, забесплатно отпахавших несколько недель, не опустились руки от волны ненависти, внезапно вылившейся на них со стороны совсем незнакомых людей, даже не заглянувших на фестиваль.

 

В гости к интересным хозяевам

У традиционного тверского туризма в стиле «лодка, водка и молодка» на разного рода базах отдыха есть два состояния: либо «у нас все забито, и в рекламе не нуждаемся» (примерно дней двадцать в году), либо «денег нет, не знаем, как платить зарплату персоналу». Основной потребитель такого рода туристических услуг едет к нам из Москвы и Санкт-Петербурга просто расслабиться на пару дней, сменить обстановку. Нынешняя структура занятости в больших городах такова, что уехать можно не обязательно в выходные. Многие работают дистанционно. Папа с ноутбуком сидит в номере, а мама с детьми купается. Но, повторяем, это возможно лишь в хорошую погоду.

Вопрос, чем занять туристов в межсезонье, стоит перед всеми объектами размещения – от пятизвездочного отеля «Рэдиссон Завидово» в Конаковском районе до базы отдыха «Кава» под Тверью. Тот же Марк Каганский придумал концепцию ивент-отеля. В «Конаково Ривер Клаб» все время что-то происходит, а для тех, кто знаком с Марком Каганским, событие дополняется атмосферой вечеринки у хорошего хозяина. Кстати, он даже на гастрономический фестиваль в Торжке приехал так, что возникло ощущение, что мы у него в гостях. Остановился на центральной площади города со своей гостиницей-трейлером и передвижным рестораном, жарящим нон-стоп бургеры «Пожар», и фестиваль заиграл новыми красками.

Каждый придумывает что-то свое. Очень часто ивенты в российской глубинке со стороны выглядят жутковато. Друг нашей газеты фотограф Екатерина Соловьева, живущая в Германии, но часто бывающая на северо-востоке Тверской области, была поражена типажами «отдыхающих» со Дня пчелы в поселке Сандово. «Сюр и угар» – таково основное содержание комментариев к подборкам ее фото оттуда, опубликованным в ряде солидных изданий.

Все уездные города пытаются повторить опыт города Мышкина Ярославской области, изобретают музеи пчелы (Сандово), музеи рака (Весьегонск), музеи малины (Бежецк). Но во-первых, в таких делах бессмысленно повторять то, что уже где-то есть и работает. А во-вторых, Мышкин «выстрелил» в 1990-е, в годы гораздо большей свободы и гораздо меньшего выбора туристических маршрутов. Затея с Музеем мыши в Мышкине принадлежит краеведу Ивану Дурдину, который сумел объединить вокруг себя кооператив творческой интеллигенции. Сейчас такой проект быстро подгребла бы под себя муниципальная и региональная власть, а тогда власти было не до этого. И проект вырос в относительно крупный туристический центр.

В поисках изюминки

Сейчас подобные вещи реализуют в Тверской области те самые энтузиасты, о которых мы уже сказали. Татьяна Соколова, организовавшая гастрономический фестиваль, затеяла «Экспедиции в Торжок», которые уже охватили не только этот город, но и Вышний Волочек, Кимры, Бежецк, Старицу. Она везет туристов небольшими группами, показывает им объекты, о которых мало кто знает. Причем ее туристы, москвичи «среднего класса плюс», навсегда становятся фанатами «Экспедиции в Торжок» и мало того что приезжают потом сами, но еще и создают о Торжке и других городах Тверской области хорошее мнение в своем кругу, что очень важно. О Тверской области начинают думать не как о вымороченной территории между Москвой и Санкт-Петербургом, а как о территории деревянного модерна, храмов работы архитектора Львова, территории, где началось в XIX веке и возрождается сейчас российское сыроварение и так далее.

В Вышнем Волочке краевед Денис Ивлев ввел в туристический оборот усадьбу Рябушинских, уготованную местными властями к сносу. Посмотреть на настоящий купеческий особняк, сохранивший остатки былого великолепия, несмотря на то что долгие годы был разделен на маленькие квартирки, приезжают те, кто прочитал о нем в интернете. И даже сами жители Вышнего Волочка приходят, хотя наши местные обыватели вообще довольно не любопытны.

В Конакове возрождает конаковский фаянс Валерий Солонбеков – уже не как огромный завод, где работает полгорода, а на уровне народных промыслов. У него тоже есть, что показать туристу – от мастер-классов по изготовлению настоящего кузнецовского сервиза до знаменитых статуэток пионеров и балерин, за которыми сейчас охотятся коллекционеры.

Такие примеры в регионе появляются все чаще. Но массовый экскурсионный туризм в Тверскую область, увы, не так интересен. Наши провинциальные краеведческие музеи, слепленные по принципу: чуть-чуть чучел глухарей и рябчиков, тапки старицкого дворянина, который видел Пушкина, плюс неизменная экспозиция о Старицком (или любом другом) районе в годы Великой Отечественной войны, совершенно не ориентированы на посетителей. У них неудобный график работы, недружелюбный персонал.

В самой Твери еще в позапрошлом году полноценно работал только один музей – частный Музей козла. Сейчас, к счастью, прибавился императорский путевой дворец, и даже в минувшие выходные парк у дворца открыли. Но по-прежнему на ремонте Музей Салтыкова-Щедрина, краеведческий музей, Музей тверского быта. И да, у всего того, что работает – от Выставочного зала на Советской до путевого дворца, – крайне неудобный график работы. После 18:00 вы никуда не попадете, все закрыто.

Великолепным общественным пространством мог бы стать речной вокзал. К сожалению, его расцвет в качестве центра современного искусства в годы позднего губернаторства Зеленина оказался предсмертным – как онкологические больные часто незадолго до кончины оживают и начинают хорошо выглядеть. Сейчас концепции восстановления речного не существует. А если незачем восстанавливать, то никто и не будет этим заниматься.

«Государева дорога»: ни огня, ни черной хаты

Областная власть привезла на позапрошлой неделе с Санкт-Петербургского экономического форума подписанное с соседями по трассе Москва – Санкт-Петербург соглашение по реализации туристического проекта «Государева дорога». Вроде это наше тверско-новгородско-ленинградское Золотое кольцо, вокруг которого будет формироваться туристическая инфраструктура.

К сожалению, до Золотого кольца здесь далеко. Те, кто ездит по трассе М-10, видят развалившиеся домики у запыленных обочин, мусор, деградацию окрестностей большой и напряженно работающей автомобильной дороги. Помню, как-то ехала я по этой трассе в Санкт-Петербург в предзимье, смотрела на заброшенные дома и думала: вот как это иностранцы из окон туристических автобусов воспринимают? неужели нашей власти не стыдно за такие депрессивные пейзажи, от которых хочется либо повеситься, либо напиться? «Глушь и снег навстречу мне», – писал, проезжая здесь, А.С. Пушкин. Теперь тут наш великий туристический потенциал, будем гордиться этой древнерусской тоской…

 

От грязного истока

А на проведенном нашим журналом «Бизнес и территория» круглом столе по развитию туризма председатель Ассоциации туризма Тверской области, депутат Законодательного Собрания Ирина Шереметкер рассказала еще об одном нашем туристическом бренде, который она и региональная власть намерены продвигать. «Если, – говорит, – у нас берут исток все реки, значит, наш бренд – это вода. В Тверской области она особенно чистая».

Безусловно, пресная вода – огромное богатство Тверской области, снабжающей им Москву. Но богатством этим совершенно не дорожат. Например, в Митине под Торжком у огромного санатория нет очистных сооружений, и поэтому в Тверце уже в черте Торжка купаться нельзя. А мы в Твери купаемся в Тверце, считая ее чище, потому что выше Твери существует проблема с очисткой стоков со свинокомплекса в поселке Заволжском. В том же Торжке уверены, что самая чистая река в окрестностях – Осуга. Но в Кувшинове их разочаруют – Осуга страдает от стоков Кувшиновской бумажной фабрики (наша газета не раз писала об этой проблеме).

Река Орша, последняя надежда тверских любителей купания, попадает в зону поражения Славновского полигона твердых бытовых отходов. В этой же зоне находится и Иваньковское водохранилище, которое служит для Москвы источником питьевой воды. Не знаем, как люди отваживаются купаться в Астрахани, поскольку даже в Твери, первом городе на Волге, вода в великой русской реке опасна для здоровья.

Туристы подтянутся туда, где хорошо

Когда-то мы с Геннадием Климовым в нашей книге «Пособие для будущего президента» писали: «Там, где хорошо туристам, хорошо и местным жителям, и инвесторам». Сейчас я бы перевернула это наше идеалистическое утверждение. В первую очередь туристам хорошо там, где хорошо местным жителям.

Что толку вкладывать силы и средства в развитие какого-нибудь интересного туристического бренда, если его плодами некому воспользоваться? Вот «запустил» много лет назад наш еженедельник в воды озера Бросно в Андреапольском районе чудище – динозавра Бросни. Но вокруг Бросно, в отличие от шотландского озера Лох-Несс, нет ни гостиниц, ни ресторанчиков, ни магазинов сувениров. Ну, приедут туристы, возможно, даже поживут с палаткой на берегу дня три. А прибыли никакой, роста экономики даже в ближайшей деревне – ноль.

Уж на что исток Волги – раскрученный бренд. Однако когда вы приедете туда, вам просто не на что будет и рубля потратить. Разве что свечки в Ольгином монастыре купить и записки за здравие подать. Ни поесть, ни остановиться на ночлег не получится.

Огромная беда Тверской области – малонаселенность. Некому развивать малый бизнес на истоке Волги, некому на озере Бросно. От малонаселенности – плохие дороги, дорогое электричество, скверная медицина.

Если не дай бог туриста на Селигере хватит инсульт, его повезут во Ржев, за 120 километров. А из Весьегонска – в Бежецк. И не факт, что там смогут ему помочь, ведь в районах не осталось ни специалистов, ни оборудования. Местные жители уже давно это поняли. А туристу будет очень неприятно осознать в последний миг, что он не в Турции, а в средней полосе России.

В общем, давайте делать ставку не на развитие туризма, а на развитие экономики в целом. И тогда и туристы подтянутся.

Мария Орлова

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх