Валерию Годовицыну, тверскому врачу, краеведу, писателю, исполнилось 2 июня 80 лет. Корреспондент «Каравана» встретился с юбиляром и попытался разобраться, какое место в его жизни занимает каждая из этих трех ипостасей.
Врачевание – работа творческая
Ему и сейчас порой снятся обходы больных, консилиумы… Всю врачебную деятельность Валерий Годовицын провел в больнице. Считает эту работу творческой. Интересно было разбираться с каждым «неясным» больным, принимая с коллегами участие в диагностике, делясь своими мыслями и приходя после долгого обсуждения к общему выводу.
Валерий Годовицын пять лет проработал в терапевтическом отделении Осташковской ЦРБ и 39 лет в областной клинической больнице, из них 34 года заведующим аллерго-пульмонологическим отделением. Его профиль – лечение аллергических болезней и болезней легких.
Еще в студенческие годы Годовицын увлекся древнекитайской медициной. Спустя годы прошел курсы иглорефлексотерапии – древней китайской медицинской науки, которой 3000 лет: «Как будто в лотерею выиграл «Волгу»!»
При его непосредственном участии были созданы пульмонологические отделения во Ржеве и в Вышнем Волочке, выделены койки в Конакове.
Сетует, что сейчас все это исчезло:
– Хорошие врачи из районов уезжают в Подмосковье, Москву. Зарплата в медицинских учреждениях унизительно низкая.
Выпускники школ поступают в медицинский вуз из-за престижа. Учатся, становятся дипломированными специалистами. А когда начинают получать зарплату, наступает разочарование, и многие уходят в не относящиеся к медицине учреждения. Уходят люди энергичные, инициативные, творческие.
Виной всему, по мнению Валерия Годовицына, некомпетентность власти, которая не решается провести серьезные изменения в здравоохранении.
Краеведение – работа патриотическая
В Тверь (Калинин) Валерий Годовицын приехал в 1972 году и вскоре стал ходить в клуб краеведов. Общение с такими людьми, как Марк Ильин, Николай Забелин, Борис Ротермель («настоящие патриоты своей земли, как пять пальцев знавшие Тверь»), подогрело в нем интерес к прошлому.
Историю Годовицын любит с детства. Будучи в Твери, прочитал «Историю тверского княжества», труды Карамзина, Борзаковского, Карманова, других историков. До сих пор в восторге от некогда купленной в букинистическом магазине за три рубля редкостной книги «О вновь открытом памятнике тверской письменности XV в.» М. Рубцова (издание Тверской ученой архивной комиссии; Тверь, 1911).
– «Уважение к минувшему – есть черта, отличающая образованность от дикости» – так сказал классик. Прошлое надо знать. «Тот, кто стреляет в прошлое, попадает в будущее», – а это слова другого великого человека.
Писательство – работа страстная
Первый рассказ Валерия Годовицына был про медиков, но потом он перешел на краеведческую тему. Его первую книжку «Рассказы о тверской старине» издал Александр Душенков, ныне протоиерей.
Затем последовали рассказы про тверских святых. Годовицын изучил жизнь митрополита Филиппа, который был заключен в Отроч монастырь. Филипп осуждал Ивана Грозного за опричнину. Он знал, что погибнет, но не побоялся возразить царю. Малюта Скуратов подушкой задушил Филиппа. О Филиппе Валерий Годовицын написал рассказ.
После трех написанных книг он подал заявление в Союз писателей.
– Писательство как всякая страсть: заболеешь – не остановишься. Хочется писать дальше.
Почему он пишет о святых, точно и сам не знает.
– Наверное, это предопределено свыше. Я не священник, не священнослужитель, не изучал Закон Божий, не получал разрешительной грамоты на написание таких книг. Тем не менее стал писать.
Признается, что трудно было. На работе в больнице выматывался, но все равно тянуло к перу. В 10 часов вечера раскладывал гладильную доску на кухне и начинал творить. Вставал в 6:30. Стал бегать по утрам, благо жил около Комсомольской рощи.
– 15–20 минут пробежки, и голова свежая до вечера.
В качестве персонажей своих будущих рассказов Годовицын брал людей разного социального положения: крестьянина (Нил Столобенский), князя (Михаил Ярославич), монаха (Арсений Тверской), боярина (Ефрем Новоторжский) и др. Постарался живым и доступным языком описать их светскую жизнь, пытаясь понять, как они шли к тому, за что их впоследствии причислили к лику святых.
Так он пришел к выводу, сформулированному одним из его персонажей: «Что для людей сделано, то и свято».
Есть, на его взгляд, и в наше время люди, которые буквально отдают себя другим. И он приводит в пример женщину, которая помогла усыновить около 300 детей:
– Это святой человек!
Закончив писать об одном святом, решил: все, хватит. Но проходило какое-то время – в голове появлялся образ нового святого, и он брался писать про него.
На Годовицына влияние оказала вся русская литература. Очень любит Михаила Булгакова, наизусть привел длинную цитату из «Мастера и Маргариты». В числе любимых произведений «Крейсера» Пикуля, «Война и мир» Толстого, «Цусима» Новикова-Прибоя.
О жизни личной и общественной
Валерий Годовицын не безучастен к тому, что происходит в нашей жизни. Узнав о культе личности Сталина, огорошил родителей: почему они тогда не выступили против тирана? А сейчас он ищет ответы на вопросы: почему мы миримся с теми безобразиями, что идут в стране; почему не одолеем тотальное воровство, ведь воруют везде – от полиции до министров; почему запрещают высказывать свои взгляды и почему мы молчим, говорим о наболевшем только на кухне – эдакие кухонные революционеры?
– Мы в государственном отношении еще дети. Многие живут только своей жизнью, своими интересами: квартира, кухня, дача – и все.
Вспоминает такой случай. В канун выборов президента приехал агитировать за одного из кандидатов детский доктор Леонид Рошаль. Собрали медиков. Те не сразу, но разоткровенничались, высказали много дельных предложений по улучшению ситуации со здравоохранением в нашем регионе. Наговорили много, но… ничего не изменилось. Хотя Рошаль и записывал что-то…
– Сейчас в нашем здравоохранении 16-й по счету руководитель. Пригласили со стороны. Зачем? У нас свои прекрасные главные врачи. Личной жизнью я удовлетворен, но жизнью общества разочарован полностью.
***
Годовицын признается, что раньше с женой часто гонял на электричке в сторону Лихославля собирать рыжики. Не было выходного дня, чтоб не поехал на рыбалку. Если по какой-то причине не мог поехать, «ходил неделю больной». Вот и сын его стал рыбаком. А теперь и внук тянется.
Работа, краеведение, дача, рыбалка, семья… Всем он занимался с увлечением.
В студенческие годы была у него мечта: стать хорошим врачом, родить детей и написать книгу. Он этот план реализовал сполна.
Александр Арсенов