Знаменитый ралли-марафон «Пекин – Париж» прошел через Тверскую область 26–27 июня. На встречу с любителями ретроавтомобилей в поселок Завидово отправилась корреспондент «Каравана» Дашун Самарина. Вообще-то, она мотоциклист и машины не признает, но для ретрокаров она делает исключение. Дашун поехала с другом на «Победе», и мы публикуем ее захватывающий фоторепортаж.
На чем ехать к любителям ретроавтомобилей? Ну не на своем же современном мотоцикле! Мне повезло, в штурманы из Твери меня взял Андрей Заборцев, счастливый обладатель «Победы М-20» 1957 года выпуска. Признаюсь честно, впервые села в ретротачку. Некоторые моменты меня очень удивили. Так, например, посмотрите, как выглядят включатели поворотников и дворников.
А еще там есть такая штука, которую сейчас называют круиз-контролем. Да-да, я не шучу. Поговаривают, что руль сделан из костей животных, но каких именно, мой собеседник не уточнил. Остается надеяться, что это все-таки легенда. Рядный двигатель, четыре цилиндра, объем 2,1 литра. Трехступенчатая коробка передач!
– Вот четвертой скорости тут очень не хватает, – сожалеет Андрей.
Она сама сюда доехала?
Ехать нам предстояло 70 километров в одну сторону, а потом обратно. Как признался водитель, так далеко он еще на ней не ездил. Этот факт немного пугал, ну а что делать? Назвался корреспондентом – полезай в кузов. Держались в правом ряду, скорость около 80 км/ч. Вполне себе комфортно. Один минус – машина громкая, приходилось чуть ли не орать.
– Что тебя побудило купить себе такое авто?
– Было мне лет 14, пошел на выставку ретротехники. Увидел такую же «Победу», только синего цвета, и она меня поразила. Особенно ее необычная каплевидная форма. У этой машины коэффициент аэродинамического сопротивления настолько хорош, что может соревноваться с современными тачками.
Когда мне стукнуло 20, нашел по объявлению эту «Победу», созвонился с хозяйкой, женщиной лет 50, и вот я владелец ретромобиля уже восемь лет. Только два года назад довел ее до ума. Теперь свободно катаюсь по городу.
– Ты на ней ездишь в повседневной жизни?
– Так как у меня есть еще мотоцикл, в основном катаюсь на нем. «Победу» чаще использую для перевозки пассажиров и грузов. Однажды на крыше вез диван и стол. В общем, использую как полноценный транспорт.
– Можешь назвать ее надежной?
– С тех пор как перебрал двигатель и поставил на ход, больших поломок не было. Движок настолько прост, что его можно отремонтировать буквально «на коленке», в любых полевых условиях. Здесь нет каких-то хитроумных электронных систем, требующих при ремонте специальных приборов. Ящика с инструментами вполне достаточно.
– Пробег всего 50 тысяч? – с удивлением смотрю на приборную панель.
– Здесь пятизначное число только помещается. Могу предположить, что счетчик не первый раз крутанулся. Так что мы можем только гадать, сколько на самом деле это авто проехало.
– Как реагируют прохожие, другие водители?
– Некоторые и не замечают. Но большинство интересуются, мне часто показывают вверх большой палец. Нередко подходят с вопросами. Из любимых: «Какой год?», «Все ли родное?», «Почему не восстанавливаешь?» И самое любимое: «Она сама сюда доехала?»
– Кстати, почему не восстанавливаешь?
– Этим займусь, но позже. Все по порядку. У меня вторая такая же есть, но на нее у меня другие планы. Эту же хочу восстановить в оригинале.
– Сложно запчасти найти?
– Остались люди, у которых до сих пор хранятся. Если на такие натыкаюсь, то стараюсь сразу выкупить. В гараже у меня запчастей на три «Победы».
– Цены заламывают?
– В Москве люди знают цену запчастям, а поэтому продают недешево. Другое дело – дедушки в глубинке, у которых от «Победы» десятилетиями что-то валяется, а потом они решили избавиться от хлама и освободить место в гараже. Такие дешево продают.
– Взял одну ретротачку, затем вторую. Зачем тебе это?
– Всегда поражало, как такие старые машины могут еще ездить. Они ведь дают фору современным авто в плане надежности, толщины металла. Смотришь на нее и понимаешь: инженеры в то время делали машины на совесть, не обращая внимания на затраты. Сейчас же удешевляют, как только можно, внедряют программируемый износ, чтобы машина сломалась через какое-то время и ты пошел покупать новую. А старина – это интересно и всегда привлекает внимание. Не случайно же мы сейчас едем на ретроралли.
Ремонт «на коленке»
За разговорами не замечаем, как летит время. И вот как только оставалось проехать километров пять, машина начала хулиганить. Поняв, что что-то не так, Андрей остановился.
Поднял капот, начал ковыряться. Ремонт авто мне всегда напоминал медицину: врач/механик обратил внимание на симптомы, осмотрел, поставил предварительный диагноз, назначил лечение.
Мне-то что делать? Вышла, хожу вокруг машины, разглядываю. Обнаруживаю в капоте лампочку. Прямо как в светильнике! А еще там же розетка на 12 вольт. В багажнике у Андрея не личные вещи, как принято у рядовых автовладельцев, а целая аптечка для тачки. Только гляньте, все, что нужно для ремонта «на коленке».
Аккумулятор разряжен. Благо, что XXI век и изобретен пауэр-банк. Увы, чуда не произошло, и диагноз не подтвердился.
Пока Андрей искал причину поломки в лесу (шутка), проезжающий мимо водитель «газели» остановился и предложил мне (да, мне) свою помощь. Не сразу до него дошло, что я просто пассажир. Тут из леса показался Андрей.
Вновь с готовностью ответил на вопросы: «Какого года?», «Че почем?», «Сколько жрет?» и т.д.
Оказывается, у этой тачки есть что-то вроде кик-стартера. Попробовали завести так, однако «Победу» победить не удалось. Газелист уехал, а нам ничего не оставалось, как вызывать подмогу. Друзья Андрея приехали довольно оперативно. Пока они проводили консилиум, я осматривала наклейку «На Берлин» и задумалась, что туда ехать нам пока рано.
Начинало темнеть. Тем временем ребятам удалось определить причину поломки – засорился карбюратор. Пришлось полностью разбирать и чистить. Авто завелось! На лицах счастливые улыбки, мы едем дальше!
Русские дороги – капут
И вот мы на месте. Глядя на нашу тачку, иностранцы сворачивали шеи. Стоило припарковаться, как подбежали девчонки. И началось – селфи так, селфи эдак. Ну а мы пошли смотреть импровизированную выставку на парковке отеля.
Участники оказались очень даже дружелюбными ребятами. Кстати, как я заметила, большинство из них пенсионного возраста.
Ханс Юрген из Магдебурга (Германия) познакомился с русским пенсионером Сергеем Рагулиным из Барнаула в интернете специально для того, чтобы съездить на ралли.
Подготовка к поездке заняла около года.
– Я же россиянин, не поеду на ретроралли на иностранной машине, – патриотично заявляет Сергей. – Ханс был только за. Стартовали из Пекина, 10 тысяч км уже позади. С «Волгушкой» нам повезло, красавица и не думает ломаться. А все эти бентли, порше, «мустанги» капризничают. Мы своих в беде не оставляем. С Хансом останавливаемся, помогаем другим с ремонтом. Я его учу быть русским – всем помогать. А вообще, тут люди душевные. Нет политики. Не до нее счастливым людям. На мою идею ехать на ралли жена заявила: «Ты что ли дурак старый? На кой тебе это надо?» А вот надо мне. Я так счастлив никогда не был! А что лучше? На лавочке сидеть у подъезда, семечки щелкать? И жить на пенсию. Кстати про пенсии. С Хансом тут сравнили: у меня 100 евро, а у него 1500. Он не понимает, как наши старики выживают.
– Вам с Хансом языковой барьер не мешает?
– 20 дней мы вместе. Выезжали, друг друга понять не могли. Что он говорит?! Переживали, как ехать-то будем всю дорогу? Теперь же прекрасно находим общий язык. Такой вот у нас караван дружбы.
– Ханс так себе представлял Россию?
– Да вы что?! Он отправил фото в Германию, а родные удивились, что у нас так чисто. Думают, одна грязь повсюду.
– Ханс, как вам российские дороги?
– Русские дороги – капут. Мы едем, а дороги нет. Тут нормально, а в Сибири очень плохо ехать. А «Волга» – это хорошо. Она везде едет. Остальные – капут.
Rat rod!
Ханс и Сергей отправились смотреть нашу «Победу». Мы за ними – смотреть на реакцию. Несколько снимков немец сделал на телефон, затем поинтересовался у Андрея: «А что с нами не поехал?»
К любопытствующей компании присоединились и другие участники ралли. Они показывали вверх красные пальцы и уважительно кивали. Когда русские и иностранцы не понимали друг друга, они писали на капоте. Например, один из автолюбителей выразил свои впечатления о нашей «Победе», написав на своей машине: rat rod! Так в Америке называют с виду ветхие автомобили, которые дадут фору современным тачкам. Наша «Победа» доказала, что она rat rod высшей пробы.
Фото: Дашун САМАРИНА
Дашун Самарина