Неудобный святитель Филипп. 450 лет после убиения в Твери московского митрополита

09.07.2019, 16:59

2 июля в Твери прошла конференция, посвященная 450-летию убиения в Твери святого митрополита Филиппа Московского. Конференция прошла прямо на том месте, где митрополит Филипп принял мученическую смерть от рук Малюты Скуратова, главы опричников Ивана Грозного, в Тверском Отрочь Успенском монастыре.

Глава Русской православной церкви, уже будучи в заточении в тверском Отрочь монастыре, отказался благословить поход Ивана Грозного на Новгород. Он и до этого обличал царя. «Мы приносим в алтаре бескровную жертву, а за алтарем льется кровь христиан», – говорил митрополит Филипп Ивану Грозному. Прямого приказа убить митрополита Малюта Скуратов от царя не получал, но и наказан за убийство святителя не был.

Убийство митрополита Филиппа произошло в 1569 году, а уже в 1591 году началось его почитание как святого. И мощи святого владыки были перевезены из гробницы в тверском Отрочь монастыре сначала в Соловецкий монастырь, игуменом которого был святитель Филипп еще до своего митрополичества, а потом, при царе Алексее Михайловиче, в Успенский собор Кремля.

Доктор исторических наук Дмитрий Володихин рассказал, как менялось отношение к образу митрополита Филиппа в советской историографии и культуре. Во времена Сталина все старались уложить в схему «реакционные бояре против прогрессивного царя», а митрополит Филипп, представитель знатного боярского рода Колычевых, считался представителем боярства, тогдашних «олигархов». Ближе к 1990-м отечественной творческой интеллигенции стало приходить в голову, что святой митрополит мог быть совершенно вне этой схемы и занимать позицию не царскую или боярскую, а христианскую. И затем случился перекос в другую сторону: в фильме «Царь» Павла Лунгина святитель Филипп был изображен каким-то современным интеллигентом-западником. К тому же в фильме много чисто исторических ошибок: например, утверждается, что Иван и молодой боярин Федор Колычев (мирское имя митрополита Филиппа) в детстве были друзьями, но на самом деле св. Филипп старше Ивана Грозного на 23 года и быть другом детства ему никак не мог.

Так кто же был святитель Филипп: жертва интриг, упертый в вере простец, многоумный интеллектуал? Скорее всего, все это было в нем в умеренных количествах. Точно известно одно – он был одним из самых выдающихся деятелей русского Средневековья. И в этом отношении был очень важен доклад о значении подвига митрополита Филиппа для наших дней, который на конференции сделал тверской священник Георгий Белодуров, сам выходец из «неформалов-демократов» времен перестройки. Это был настоящий тверской доклад, где говорились вещи, считавшиеся сами собой разумеющимися в 1990-е, но которые нечасто услышишь в современной Твери.

Отец Георгий напомнил, что эпоха Ивана Грозного, вообще-то, была одной из самых позорных для русского православия и митрополит Филипп отчасти реабилитирует то страшное время. В те времена, которые некоторые нынешние деятели считают образцом «русской святости», Иван Грозный мог, например, собрать 500 игуменов и монахов из разных русских монастырей и велеть опричникам подвергнуть их пыткам, а потом умертвить. Опричнину по разрушительным последствиям для страны сравнивают с татаро-монгольским нашествием.

«А православные ли были эти люди?» – задал риторический вопрос отец Георгий. В его докладе был сделан акцент на то, что Москва, став политической альтернативой Твери, взяла на вооружение коварство и деспотизм Орды. В то время как тверских князей называли рыцарями, в частности, настоящим рыцарем был тверской князь Михаил Александрович, внук Михаила Тверского, соперник московского князя Дмитрия Донского.

Характерно, что такая значимая для тверской митрополии конференция была абсолютно обойдена вниманием нынешней региональной власти. Присутствующие даже заподозрили, что губернатор Игорь Руденя является тайным сторонником канонизации Ивана Грозного – не секрет, что такие есть среди сегодняшних «православных патриотов».

Было видно, как присутствовавшие на конференции современные митрополиты Калужский и Боровский Климент и Тверской и Кашинский Савва старательно избегали в своих приветственных речах упоминания о противостоянии митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного. Владыка Савва тонко сформулировал так: «Пусть Господь по молитвам святителя Филиппа руководит Церковью, вне зависимости от того, что говорит внешний мир».

Мир, а не царь – вот как теперь безопасно говорить. Но времена изменятся, и подвиг святителя Филиппа всегда будет нравственным образцом и для духовенства, и для других определяющих духовное развитие общества людей в России.

Памятник св. Филиппу Московскому предлагал поставить у речного вокзала наш покойный Геннадий Климов. Этот памятник отчасти даже уже пытались поставить в 1990-е, но недоделали начатого, и теперь неизвестно, кто увековечен в небольшой каменной скульптуре напротив Отрочь Успенского монастыря – святитель Филипп, святой преподобный Максим Грек (тоже узник тверского Отрочь монастыря)? Или это вообще Нил Столобенский, в этом монастыре, скорее всего, не бывавший?

Мы задаем этот вопрос тем, кто помнит этот памятник, а также властям Твери и Тверской области. Памятник святителю Филиппу может создать для региона дополнительные смыслы, которые пригодятся, поверьте.

Мария Орлова

110 0
Лента новостей
Прокрутить вверх