На этой неделе в российской политике, да и просто в жизни происходило многое из того, что будет иметь самое непосредственное отношение к Тверской области.
Автозаки из Москвы поедут в Тверскую область?
Вот скажите, выборы в Московскую городскую думу – они к нам, провинциалам, имеют отношение или нет? Безусловно, имеют, потому что Москва задает федеральную политическую моду. В этом году модой стало не допускать на выборы ни одного независимого кандидата, будь то «яблочники» или «навальнисты».
Кандидатов выбраковывали на этапе проверки подписей, недействительными объявлялись подписи реальных и очень грамотных юридически людей. Друг нашей редакции Елена Анатольевна Лукьянова, один из лучших юристов России, поставила подпись за свою студентку Любовь Соболь. При проверке было «установлено», что Елены Лукьяновой не существует. Виктор Шейнис, один из авторов Конституции РФ, тоже был объявлен несуществующим. Равно как признали недействительной и подпись телеведущего Михаила Ширвиндта, хотя он запечатлел момент, когда ставил подпись, в соцсетях. По итогам проверки подписей образовалось целое движение «Московские призраки» – реальные люди были объявлены фейками, собранные кандидатами подписи забракованы. Геннадий Гудков, известный политик и отец другого известного политика, Дмитрия Гудкова, описал в «Фейсбуке» ситуацию: к ним зашел Илья Яшин, председатель Красносельского совета муниципальных депутатов, и все подписались друг за друга – Гудковы за Яшина, Яшин за Гудковых. И эти подписи тоже забраковали, хотя кандидаты точно знали, как поставить подпись по всем правилам.
После того как неделю назад стало ясно, что ни одного независимого кандидата к выборам не подпускают, в Москве прошел первый митинг. После этого митинга всю неделю в квартирах не допущенных к выборам кандидатов (а также их бабушек, родителей и так далее) шли ночные обыски. Алексея Навального, Илью Яшина, Дмитрия Гудкова арестовали. Но это не помогло, несанкционированная акция протеста перед Мосгордумой, прошедшая 27 июля, стала одной из самых многочисленных несанкционированных акций последних лет, причем как по количеству участников, так и по количеству задержанных – после акции в различные ОВД Москвы отвезли 1380 человек. Еще немного, и мест в отделениях полиции Москвы не хватило бы, пришлось бы задержанных везти в Тверскую область. Протесты будут продолжаться, так что, возможно, Тверской области придется еще стать местом для столь необычного вида туризма – поездок с митингов на автозаках.
«Сегодня на станции Дно потеряно место одно»
Что заставляет власть применять столь жестокие меры и придавать столь большую значимость выборам, на которые в прежние годы обращали мало внимания? Ну что с того, что к участию в выборах (даже не в саму Мосгордуму) были бы допущены несколько оппозиционно настроенных людей? Да даже если бы они в эту Мосгордуму прошли, ровным счетом ничего не случилось бы. Просто над деятельностью московских чиновников появилось бы дополнительное звено контроля, что, в общем-то, в интересах федеральной власти.
Есть две версии – конспирологическая и реалистическая.
Скорее всего, московские чиновники просто тупо исполняют указ вышестоящего начальства: чтоб никакой оппозиции здесь не было. И во исполнение этого приказа, как это часто бывает у чиновников, перешли все границы здравого смысла.
Конспирологическая же версия гласит, что мэр Москвы Собянин выступает тут в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Московский мэр считается возможным кандидатом в преемники Владимира Путина, а еще его давно прочат на пост премьер-министра России. Спикер Госдумы Вячеслав Володин недавно предложил свой вариант транзита президентской власти – сделать Владимира Путина пожизненным премьером, изменив Конституцию. И Володина, долгое время рулившего российской внутренней политикой, подозревают в специальной организации московского «дуболомства» с целью обезвредить Собянина. В политических Telegram-каналах Собянину предрекают крах, чистки команды и уголовные дела. Но возможно, недоброжелатели Собянина просто пытаются использовать неудачно сложившуюся ситуацию.
Напомним, президент Владимир Путин отмежевался от происходящего самым удивительным способом. Он опустился в батискафе на дно Финского залива, породив тем самым массу аллюзий – от замечаний типа «дно ищет» до воспоминаний об отречении государя императора Николая II на станции Дно.
Отмежеваться от «Единой России» – новый выборный тренд
Как происходящее в Москве может отразиться на Тверской области? Во-первых, дурной пример заразителен и на наших муниципальных выборах, которые в единый день голосования 8 сентября пройдут в половине районов Тверской области, могут под надуманными предлогами поснимать половину неугодных местной власти депутатов.
А во-вторых, может усилиться роль силовиков. Мол, вы, гражданские, ничего организовать не можете, поэтому теперь мы, силовики, разберемся как следует и накажем кого попало. Под раздачу могут угодить не только оппозиционные политические активисты, которые сейчас от этого будут только крепнуть. Силовики могут попытаться разрядить обстановку посадками чиновников.
Еще один московский тренд на тверских муниципальных выборах: сейчас кандидаты скрывают, что идут от «Единой России». Партия власти настолько непопулярна, что единороссы не афишируют свою партийную принадлежность. Бывший мэр Кимр Максим Литвинов, возглавлявший местное отделение «Единой России», идет на выборы в Кимрскую городскую думу как самовыдвиженец. Такая же тенденция наблюдается во Ржеве, где, как известно, противоборствуют две местные «Единые России» – «Единая Россия» Константиновых («Электромеханика») и «Единая Россия» председателя собрания депутатов Ржевского района Александра Канаева.
Тверская гордума: вас же предупреждали!
От событий вокруг Мосгордумы – к событиям в Тверской городской думе, которая в последние дни тоже умудрилась засветиться в федеральных СМИ. Прокурор Центрального района потребовал лишить полномочий пяти депутатов, которые, являясь руководителями муниципальных предприятий, участвуют в том числе в выделении или перераспределении бюджетных средств в пользу предприятий, которыми руководят. Впервые в нашей чиновничье-депутатской практике прозвучало словосочетание «конфликт интересов».
Собственно, «Караван» писал об этой ситуации уже давно. Депутат и председатель постоянного комитета по муниципальной собственности и земельным отношениям Сергей Мамонов (директор муниципального бюджетного учреждения «Торгово-оздоровительный комплекс города Твери») прославился тем, что, когда контрольно-счетная палата города доложила о нарушениях в его МУП, контроль за выполнением предписаний КСП был возложен на комитет, возглавляемый Мамоновым же.
Остальные руководители: Максим Сульман, директор МУП «Тверьгорэлектро», Артур Сычев, директор МУП «ПАТП-1» (в июне он покинул свой пост), Максим Жирков, заместитель директора по развитию МУП «ЖЭК», и назначенный в марте на должность директора МУП «ЖЭК» Дмитрий Игнатьков. В феврале 2019 года на заседании ТГД они голосовали за уменьшение отчисления прибыли своих МУП в городской бюджет. Например, «Тверьгорэлектро» снизило процент отчислений с 50 до 10%. По логике, руководители МУП не должны были принимать участие в голосовании по этому вопросу. Но их ничего не смутило, проголосовали.
После этого три оппозиционных депутата ТГД Юрий Фролов, Сергей Шишков и Сергей Юровский написали письмо на имя председателя Тверской городской думы Евгения Пичуева, о чем рассказали на наших страницах. Эти депутаты и правовой отдел ТГД пытались предотвратить назревавший скандал, но поскольку никаких действий не предпринималось, в дело вмешался прокурор Центрального района Емельянов. И скандал перешел в горячую фазу. В Центральный районный суд города Твери поступил иск от прокуратуры, в котором ведомство требует признать незаконным бездействие Тверской городской думы и прекратить полномочия пяти депутатов.
Четверо из этих депутатов-директоров – члены «Единой России» (один Дмитрий Игнатьков – справедливоросс). Если их лишат мандатов, то «Единая Россия» в Тверской гордуме потеряет контроль над уставом, за изменения в котором должны голосовать 22 депутата из 33.
Понятно, что все это мелочи на фоне мировой революции. Но мелочи, не добавляющие репутации ни городу Твери, ни Тверской области. Характерно, что некая сотрудница аппарата ТГД, когда обсуждался вопрос о конфликте интересов в Тверской городской думе, заявила, что вообще решать такие вопросы должен губернатор. А почему не президент Путин? Муниципальная власть, вообще-то, у нас отделена от государственной вертикали.
Сейчас получается, что, затягивая на себя решение абсолютно всех вопросов, губернатор Тверской области Игорь Руденя оказывается ответственным за все в регионе, и за плохое, и за хорошее. Как Путин в общероссийских масштабах. Поскольку плохого в регионе точно больше, это ведет к огромным репутационным потерям.
Мария Орлова