Департамент транспорта и связи Тверской области распространил во вторник, 18 января, информацию о повышении полной стоимости единого социального проездного билета (ЕСПБ) до 300-350 рублей.
Тверской автотранспортный союз (в который входит подавляющее большинство перевозчиков области, включая муниципальные предприятия) недоумевает — по мнению органов власти, повышение ЕСПБ на 50 рублей должно существенно изменить ситуацию, в то время как именно такая стоимость проездного должна была быть установлена ещё в прошлом году по поручению губернатора, как экстренная мера по спасению электрического транспорта.
При постоянном росте цен на топливо и энергоносители увеличение общей стоимости ЕСПБ на 50 рублей (с 2006 года полная стоимость ЕСПБ составляет 200-250 рублей, из которых 64 рубля платит пассажир, покупая билет) станет оправданием для власти, которая теперь сможет сказать перевозчикам, находящимся в глубоком финансовой кризисе — «ну мы же повысили вам ЕСПБ, как вы и хотели». При этом и так общеизвестно, что полная стоимость ЕСПБ в Тверской области самая низкая в Центральном федеральном округе.
Еще весной 2010 года повышение ЕСПБ до указанной суммы — 300-350 рублей, являлось поручением губернатора, которое он дал департаменту во время рабочей поездки в МУП «Городской электрический транспорт» (Тверь). Тогда это предприятие ещё имело шанс спасти и коллектив, и само предприятие в целом от процедуры банкротства. Дмитрий Зеленин решил тогда, что повышение размера компенсации за перевозимых общественным транспортом льготников поможет предприятию распределить финансовую нагрузку и избежать банкротства. Однако повышения ЕСПБ в обозначенные протоколом сроки — до 1 июня 2010 года — не произошло. ГЭТ готовится к процедуре банкротства.
Перевозчики в течение года неоднократно обращались в органы власти, которые по закону обязаны решать вопросы по организации и созданию условий для транспортного обслуживания населения, с требованием обратить внимание на то, что отрасль пассажирских перевозок уходит в глубокий кризис и самостоятельно уже оттуда перевозчикам, загнанным в угол низкой стоимостью проезда, высокими налогами, отсутствием механизма компенсации реальных затрат, не выйти.
Как результат — 30 декабря 2010 года в департаменте транспорта и связи Тверской области прошло совещание, на котором было решено поднять общую стоимость ЕСПБ до 450 рублей (при этом для гражданина его стоимость остается прежней — 64 рубля). Для участия в этом совещании пригласили и Тверской автотранспортный союз. Через 19 дней после встречи, департамент сообщает об увеличении полной стоимости ЕСПБ до 300-350 рублей.
Суть не в том, что сумма оказалась не той, а в том, что если бы всё делалось вовремя, то такой смехотворной и в то же время трагичной ситуации не произошло бы. Если принимать меры, которые не улучшают ситуацию, а лишь маскируют её, делаются для «галочки», вопрос стоимости ЕСПБ отпадёт сам собой — в ближайшее время перевозчики вынуждены будут отказаться от социальных перевозок, а потом в какой-то части и от обслуживания многих маршрутов, которые не приносят прибыли.
В рыночных отношениях побеждает сильнейший. В Тверской области побеждают убеждения чиновников, проигрывают перевозчики, страдает население.