Несколько выходных подряд Москву всколыхнули митинги. Протестующие требовали допустить независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму. Полиция действовала жестко и грубо, заталкивая в автозаки буквально случайных прохожих. О своей истории задержания рассказал «Каравану» житель Твери Алексей Михайлов (имя изменено редакцией, поскольку сейчас нашему герою угрожают неприятности).
Мирная акция жестко разгонялась
– Алексей, в каком митинге вы участвовали и зачем?
– Я оказался в Москве в день проведения первого митинга, 27 июля. Приехал, так сказать, поглазеть на событие федерального масштаба, несмотря на то, что это относится к выборам в Московскую городскую думу. Нужно понимать, что Москва – законодатель политичкских мод; такие значимые для столицы события не обойдут стороной и нас. Вот я и отправился с несколькими товарищами пассивно поддержать протестное мероприятие.
– Как себя вели полицейские?
– Задержания были очень жесткие, как говорится, лицом в пол. И это при том, что митингующие вели себя довольно спокойно, время от времени поднимали руки и скандировали: «Мы без оружия!», подчеркивая мирный характер акции. Конечно, в толпе периодически возникали какие-то маргинальные личности, призывающие к незаконным и агрессивным действиям, но их попросту выталкивали и прогоняли. У участников была иная цель, мирная – привлечь внимание к проблеме, проявить свою гражданскую позицию.
– Задерживали кого-то целенаправленно или просто тех, кто попался под руку?
– Особый интерес сотрудники Росгвардии проявляли к тем, кто нес с собой плакаты или флаги. Потом брали тех, кто выкрикивал лозунги. Не нравились и те, кто обращался с каким-либо вопросом к полицейским, даже если прохожий просто хотел понять, как ему перейти на другую улицу. Ну и немало было обычных людей, которые вообще вели себя пассивно.
– То есть под руку мог попасться обычный прохожий?
– Конечно. Со мной в автозаке, например, был турист из Польши. Он на мотоцикле доехал до Байкала и уже ехал обратно домой, но на свою голову решил остановиться на отдых в гостинице в центре Москвы. Когда поляк оказался на улице, его задержали. Сначала он подумал, что бастуют полицейские из-за маленькой зарплаты, потому что их было очень много.
Кричал «Голунова в отставку!»?
– Как тебя задержали?
– Я ждал, когда загорится зеленый сигнал светофора, чтобы перейти улицу и добраться до метро, а потом домой, но не успел. Меня блокировали в кольцо с несколькими десятками других людей, из него невозможно было выбраться. Конечно, никто не представился, люди в форме и касках заломили руки за спину и потащили к автозаку. Там быстро провели досмотр и увезли в УВД: сначала в одно, а потом в другое, где нас оставили ночевать. На следующий день в 10:00 нас снова посадили в автозак, где продержали целый день. Примерно в 20:00 судья рассмотрел мое дело и вынес решение о моей виновности.
– В чем тебя обвиняли?
– В том, что я якобы кричал: «Голунова в отставку!» При чем тут Голунов, этот митинг и отставка журналиста, я так до сих пор и не понял. (На самом деле, митингующие призывали к отставке председателя Мосгоризбиркома Горбунова – прим. ред.)
– Сколько ты в общей сложности просидел в автозаке?
– За эти два дня я провел в спецавтомобиле 12–14 часов. Было непросто, признаюсь. Нас там, естественно, не кормили, да и в туалет отпускали с трудом, под конвоем.
Китайских туристов взяли в кольцо
– Кто был среди твоих соседей по неволе?
– Кстати, довольно замечательные люди. Один – финансовый аналитик, который очень удивлялся, как он странно проводит выходные. Обычно, отработав на буднях, он уезжает в Европу на Лазурный берег или другие курорты, а тут «отдыхает» в камере и автозаке. Также со мной был капитан команды КВН «Прима» (Курск), участник шоу «Comedy Баттл» Александр Якушев. Он случайно, как и я, попал под замес. Кстати, как нам рассказал представитель общественной наблюдательной комиссии, полицейские задержали даже группу китайских туристов. Их также взяли в кольцо и закинули в автозак. В общем, теперь вы понимаете, как бездумно все это происходило. Причем утром и вечером полицейские действовали по-разному.
– Это как?
– Сначала они хватали людей, сажали в автозак и отвозили на окраину Москвы. После такой «прогулочной экскурсии» у задержанных брали объяснительные и отпускали. А к вечеру поведение полиции изменилось. Они стали отвозить задержанных в отделы, где оставляли на ночь, после чего дело рассматривал суд.
– В автозаке с вами разговаривали?
– Конечно, нет. Задержанные могли общаться только между собой. Однако в самом отделении, куда нас привезли, в актовом зале с нами провел беседу сотрудник уголовного розыска. Он старательно делал вид, что понимает и поддерживает нашу позицию, выразил недовольство внешней политикой России, однако, я предполагаю, этот рассказ звучал специально, чтобы войти к нам в доверие.
Дашун Самарина