В 2020 году в Твери и Калининском районе собираются внедрить новую транспортную модель. Большую часть маршрутов собираются отменить, убрать троллейбусы и, вероятно, ликвидировать МУП «ПАТП-1». Но пока все покрыто тайной, ни тверские перевозчики, ни депутаты не видели четкого проекта. В маршрутках уже появились объявления, которые могут вызвать панику. «Караван» разобрался, что известно на данный момент и когда ждать конкретики.
Вместо 25 маршрутов – 11
Про новую модель заговорили еще весной. Звучит красиво: организация перевозок в руках государственной компании, современные вместительные автобусы, единый тариф, безналичная оплата, перевозка льготных категорий всем транспортом, создание 1000 рабочих мест и т.д.
Уже известно, что осуществлять контроль пассажирских перевозок будет единый региональный оператор ГКУ «Организатор перевозок Тверской области». Он будет планировать маршрутную сеть, подготавливать проведение конкурентных процедур, заказывать работы по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам, определять оператора системы, следить за расписанием и объемами перевозок.
Что будет с существующими перевозчиками, никто пока сказать не может. Не секрет, что в маршруточном бизнесе задействованы деньги многих видных представителей местной элиты, можно назвать ряд всем известных имен. Если деньги за перевозки пассажиров (по приблизительным оценкам, это три миллиарда рублей в год) забираются у местной элиты, то кому они достанутся? Что-то подсказывает, что ни город Тверь, ни региональный бюджет Тверской области эти деньги не получат. Сразу несколько источников сообщили нам, что заниматься перевозками будет московская компания, будет создано новое юридическое лицо, 50% и одна акция которого будет принадлежать областному правительству.
Троллейбусы точно уберут, а вот две трамвайные линии собираются оставить, как бы абсурдно это ни звучало.
Согласно опубликованному проекту отменить планируют 25 маршрутов, а добавить только 11.
Перечень маршрутов, которые планируется отменить:
№ 3 109-я ветка – Бежецкое шоссе
№ 5 Бульвар Профсоюзов – п. Химинститута
№ 6 Мамулино – Юность
№ 19 Сахарово – «Центросвар»
№ 24 ТЦ «Метро» – ул. 1-я За линией ОЖД
№ 27 Мамулино – «Энергоремонт»
№ 33к Мигалово – ТЦ «Глобус»
№ 35 Южный – Сахарово
№ 51 ТЦ «Метро» – Литвинки
№ 52 Речной вокзал – ул. Конечная
№ 55 Южный – пл. Конституции
№ 56 Речной вокзал – пл. Конституции
№ 123 Тверь – Черногубово
№ 125р Тверь – Редкино
№ 129 Тверь (речной вокзал) – Орша
№ 131 Тверь – Броды
№ 204 Мамулино – п. Заволжский
№ 205 Боровлево-2 – Литвинки – санаторий «Прометей»
№ 207 Боровлево-1 – пр-т Ленина – Дмитрово-Черкассы – Боровлево-1
№ 208 СНТ «Светлый» – Южный
№ 211 Мигалово – п. 1 Мая
№ 222 Село Никольское – ул. Артюхиной
№ 225 Редкино – Кольцово – Тверь
№ 228 Аввакумово – Южный
№ 233 П. Химинститута – д. Николо-
Малица
Перечень маршрутов, которые планируют добавить:
№ 4 ТЦ «Глобус» – перинатальный центр
№ 8 ТЦ «Глобус» – Радужный
№ 17 Мамулино – ТЭЦ-3
№ 42 Б-р Профсоюзов – ж/д вокзал
№ 43 Южный-Д – «Центросвар»
№ 47 Б-р Профсоюзов – ТЦ «Глобус»
№ 116 Ж/д вокзал – д. Лебедево
№ 144 Боровлево-2 – п. Аввакумово
№ 150 СНТ «Светлый» – Отрадное – дачи
№ 153 Николо-Малица – п. Химинститута
№ 155 Дмитрово-Черкассы – п. Заволжский – речной вокзал – пр-т Калинина – Дмитрово-Черкассы
При таком раскладе во многих районах и микрорайонах Твери может возникнуть проблема с транспортом. В некоторых маршрутках уже появились такого рода объявления: «В первом квартале 2020 года маршрут закрывается, альтернативного маршрута без пересадки не будет. За разъяснениями и жалобами просим обращаться в Министерство транспорта Тверской области и правительство Тверской области». Указаны и номера, по которым нужно звонить.
Тайна, покрытая мраком
Не удивительно, что перевозчики пытаются воздействовать на власти через жителей города. Бизнес до сих пор остается в неведении, по факту с февраля старые маршруты уже не должны работать.
– Полную картину по новой транспортной модели депутатам Законодательного Собрания Тверской области обещали показать только в октябре-ноябре, – рассказал нам Артем Гончаров, депутат Законодательного Собрания Тверской области. – Когда мы задались вопросом, почему нужно убирать троллейбусы, нам ответили, что это прошлый век и Москва давно переходит на электробусы. Два трамвайных маршрута обещают оставить. В остальном станет понятно, когда будет разработана новая транспортная схема. Не думаю, что возникнет транспортный коллапс. Всех перевозчиков не уберут в начале года, так как на внедрение новой модели понадобится полгода или даже год.
В том, что так быстро смогут ввести новую транспортную модель, не уверен и Владимир Густов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз»:
– Перевозчикам уже прислали уведомления. Бизнес озвучил здравые мысли, что готов вкладываться в обновление подвижного состава, оборудование, готов перевозить льготные категории граждан. Но никто не слушает. Мнение жителей тоже никто не учитывает, а именно они пострадают в первую очередь. В проекте не указано, в чем будет состоять повышение качества и транспортной доступности. Особенно учитывая, что большое количество маршрутов отменят. В связи с этим есть и вопрос, откуда возьмется 1000 новых рабочих мест. Сейчас в этой сфере в городе работает около 2000 человек, это не только водители, но и прочий персонал. Уже можно сказать, что стоимость проезда вырастет. Пока сдерживающим фактором является конкуренция. Если у властей в планах закупить на условиях лизинга большое количество новых автобусов, понятно, что деньги нужно будет как-то возвращать.
По факту предпринимателям, занимающимся перевозками, сложно работать и что-то планировать. Ситуация меняется с приходом каждого нового губернатора или мэра. Недавно были заключены новые контракты на перевозку, люди потратили деньги, закупили новую технику, а теперь неизвестно, что вообще будет дальше.
– Стоит ли ждать транспортного коллапса в феврале?
– Теоретически может возникнуть транспортный коллапс, так как если машины выйдут на маршрут 4 февраля, предпринимателя могут оштрафовать или, как делают в последнее время, арестовать транспорт. Но на практике, думаю, коллапса не будет, так как предприниматели не бросят пассажиров.
Не знаю, зачем нужна такая спешка. Процедура должна быть проведена с соблюдением всех законов, иначе прокуратуре следует вмешаться. Могу сказать, что предприниматели сейчас общаются между собой и в планах есть обращение к президенту, к уполномоченному по правам предпринимателей при президенте России. Люди не верят, что что-то можно решить на региональном уровне.
Пока нам остается только ждать ноября, когда Министерство транспорта Тверской области предоставит полную картину.
Екатерина Смирнова