21 августа 2019 года нашему земляку Владимиру Глебовичу Осипову, вице-президенту Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), председателю ее Тверского регионального отделения, профессору и академику ПАНИ, исполняется 75 лет.
На протяжении почти 20 лет ученый сотрудничает с еженедельником «Караван», участвует в проведении общественных мероприятий, таких как инициированный в 2017 году Г.А. Климовым гражданский форум «Тверской регион и его туристические бренды в пространстве мировой культуры». Редакция еженедельника сердечно поздравляет Владимира Глебовича с 75-летием. К этой дате приурочено интервью, в котором юбиляр делится воспоминаниями.
– Владимир Глебович, вы активно работаете с коллегами из разных городов и стран, но родились-то вы в Тверской области?
– Да, я коренной тверитянин и патриот малой родины. Здесь родился, здесь, надеюсь, и пригодился. Уезжал из города мальчишкой за отцом, офицером Советской армии, в гарнизоны Ленвоенокруга, затем в Подмосковье на три года своей срочной службы. А так все время здесь: окончил филфак калининского пединститута, аспирантуру ТвГУ и 30 лет проработал в нашем университете преподавателем философии и ученым.
– Вы известны не только как преподаватель и ученый, но и как общественный деятель. С чего все началось?
– Наверное, с того, что в армии мне оказали доверие и приняли еще юношей в члены КПСС. Я был лидером класса и собирал одноклассников на традиционные встречи. Комсорг, член партбюро, заместитель председателя профкома университета, а сейчас руковожу Тверским отделением ПАНИ – сначала как ученый секретарь, а последние 20 лет как его председатель.
– Вы стояли у истоков Академического движения в России, написали теоретическое исследование и ввели в социальный оборот этот термин. В чем сущность Академического движения и как состоялось оно на тверской земле?
– Большинство ученых по маковку погружены в свою научную проблематику и относительно аполитичны. Но перестройка дала надежду на позитивные перемены в организации науки.
Общеизвестно, что в 1724 году Петром I была создана Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, первая в России. И вновь именно в Ленинграде родилась идея воссоздания Российской академии наук снизу, из регионов. Инициативно собрали в Питере учредительный съезд, Верховный Совет РСФСР его поддержал. Наша группа тверских делегатов – профессора Алексей Афанасьев из политеха, Юрий Папулов из ТвГУ (уже ушедшие из жизни), а также доцент университета Владимир Гайдуков и я – инициировала аналогичный съезд ученых Верхневолжья на тверской земле. Он состоялся 31 мая 1991 года. Такого представительного съезда делегатов от всех вузов и НИИ, включая военные, не было ни до, ни после. Но решение об организации Тверского отделения РАН было заблокировано неожиданным развалом СССР. Эта геополитическая катастрофа поставила на грань выживания и науку, и ученых.
Но мы не сдались и никуда не уехали, а создали свою альтернативную общественную Петровскую академию. По этому примеру в России появилось еще около 40 академий. Так родилось достаточно представительное отечественное Академическое движение. К сожалению, сейчас оно, как и многие другие некоммерческие организации, в состоянии упадка. Виной тому в первую очередь вертикаль власти как форма политической псевдокультуры нашего Отечества.
– Вы, как бывший ректор тверской Академии политической культуры, оцениваете нынешнее состояние политического управления невысоко?
– Конечно! После реставрации в стране в 1990-е годы свергнутого строя (капитализма. – Прим. ред.) большинство из нас остались умными, но стали нищими. Хотя бы потому, что академическая фундаментальная наука и примитивный бизнес плохо сочетаются между собой. Нынешняя деформация государственной РАН тому подтверждение. Духовная нищета нас, слава богу, не коснулась, а посему мы с Юрием Веремеенко, в том числе и для прокорма семей, создали свое дело – НОУ «Академия политической культуры». Обучали тверских политиков, вели политологические исследования, организовывали научные конференции, работали в штабах избирательных кампаний.
Однако после ползучей практики назначения кандидатов на избираемые прежде должности рынок подобных услуг «схлопнулся», и я сосредоточил свою деятельность на организации работы Петровской академии.
– Мы можем вас поздравить с высокой оценкой деятельности Тверского отделения ПАНИ. Пост вице-президента Петровской академии, на который вас избрали, – яркое свидетельство этому. Вам удалось сплотить вокруг себя единомышленников, учеников и соратников, и они тоже многого добились. Расскажите о них.
– Спасибо. Когда я работал первым редактором университетской многотиражной газеты «Калининец» и создал школу подготовки профессиональных журналистов из студенческих корреспондентов, моим замредактора был студент-историк Сергей Семячко. Сейчас он преподаватель высшей школы, кандидат исторических наук, член-корреспондент ПАНИ и одновременно первый секретарь горкома КПРФ в Дубне.
Андрей Зиновьев – доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии ТвГУ, известный ученый-орнитолог – студентом слушал мои лекции по философии, тоже член-корреспондент нашей академии и предводитель Тверского дворянского собрания, принял предложение быть моим заместителем в Тверском отделении ПАНИ.
Вячеслав Булойчик, член-корреспондент ПАНИ, кандидат военных наук, полковник запаса, стал духовным лицом – протоиереем РПЦ, получившим служение заместителем начальника Тверского гарнизона по работе с верующими военнослужащими. Он духовно окормляет и членов нашего отделения ПАНИ.
– Широко известна ваша деятельность по возрождению и сохранению памяти о патриархе Тихоне. Эта работа также проходит под эгидой ПАНИ?
– Я инициатор и научный руководитель программы Тверского отделения ПАНИ «Патриарх Тихон – духовный вождь Русского мира». Мы изучаем наследие нашего торопецкого земляка, участвуем в работе ежегодных международных торопецких Свято-Тихоновских конференций. Удалось написать и издать книгу для семейного чтения «Святой Тихон, патриарх Московский и всея России. Рассказ-поучение Владимира Осипова». Но глубокое изучение личности патриарха Тихона и деяний Поместного собора ПРЦ 1917–1918 годов еще впереди.
– В конце интервью блиц-опрос. Ваши любимые: писатель, литературное произведение, художник, актер, кинофильм, певец?
– Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени». Архип Куинджи. Элина Быстрицкая. «Почти смешная история» Петра Фоменко. Сергей Захаров.
– Ваш жизненный девиз?
– Знай, умей, дерзай и помни!
Мария Парамонова