В Тверском императорском дворце открылась передвижная выставка декоративно-прикладного искусства «Мыслить в материале». На ней представлены уникальные предметы искусства, созданные из текстиля, стекла, керамики и металла.
Экспозиция воссоздает яркую, красивую и целостную картину ленинградского/петербургского декоративно-прикладного искусства с 1960-х годов до наших дней, раскрывает его как знаковое явление отечественной художественной культуры. На выставке представлены работы уже признанных и еще молодых мастеров, создающих уникальные произведения из самых разных материалов. Разнообразие видов текстиля, стекла, керамики и металла, художественные приемы и смелые новаторские подходы удивят самого искушенного зрителя.
На выставке представлены произведения более 20 авторов из фондов Елагиноостровского дворца-музея и Музея художественного стекла Санкт-Петербурга, а также из авторских собраний города на Неве. Дополнят впечатления о выставке фильмы, которые расскажут зрителям о творчестве ведущих художников Ленинградского завода художественного стекла, а также о работах современных художников, создающих шедевры декоративно-прикладного искусства.
Куратор выставки, начальник экспозиционно-выставочного отдела Елагиноостровского дворца-музея Светлана Кузнецова рассказала о том, что в прошлом году передвижная выставка побывала в Мурманске, а для Твери специально была создана уникальная экспозиция. В Елагиноостровском дворце-музее хотят, чтобы каждый город по-своему увидел ленинградскую/петербургскую школу, чтобы люди в разных городах могли познакомиться с большим числом самых разных работ.
– Название выставки «Мыслить в материале» – это образ-метафора творческого самовыражения в материале, постепенного диалога с ним. В этом диалоге рождается та сумма художественных приемов, которые позволяли выразить образ, идею, концепцию, – говорит Светлана Кузнецова. – На выставке представлена уникальная техника транспарентного коллажа, которая связана с именем Александры Якуничевой. Ее работы создаются за счет последовательного наложения тканей – от локальных и плотных к более прозрачным слоям. Здесь вы познакомитесь с техникой старинной «набойки», которую пропагандирует известный петербургский художник Елена Шнайдер, и многими другими.
Эта выставка придется по душе как знатокам декоративно-прикладного искусства, так и тем, кто с ним только знакомится. Она понравится даже детям. Их восхитят сила и красота человеческой мысли, запечатленной в самых разных материалах. Важно, что экспозиция пробуждает жажду творчества. Ты вдруг осознаешь, что и ты можешь творить в любом материале, проявляя свою неповторимость, выражая свой замысел, свое видение и ощущение красоты.
Центральными работами выставки «Мыслить в материале» являются работы выдающегося художника по текстилю Бориса Мигаля. На выставке представлены гобелены «Вираж», «Завод» и «Белая ночь» мастера, который ушел из жизни в 1999 году, оставив богатое творческое наследие и множество учеников. Борис Мигаль смело экспериментировал с фактурой. Разнообразное плетение, виртуозное сочетание высокого и низкого рельефов, использование природных и синтетических материалов позволяли мастеру создать трехмерную и буквально осязаемую поверхность текстильного полотна. Его картины завораживают. Ими можно долго любоваться, открывая все новые и новые грани и смыслы. Так, смотрящий буквально сам становится соавтором полотна, обогащая его своим собственным видением.
Не одно поколение художников гобелена сформировалось на открытиях Бориса Мигаля. Художники Кардашев, Голосун, Векслер, Андрюнина, Цветкова, Ткаченко и другие открыли свои принципы работы с материалом с использованием инновационных приемов и технологий в текстиле.
Большая часть работ из стекла, с которыми можно познакомиться на выставке, выполнена художниками Ленинградского завода художественного стекла. Он был ведущим предприятием Советского Союза, на котором художники разрабатывали новые художественные приемы на основе самых передовых технологий своего времени.
На выставке «Мыслить в материале» представлены интереснейшие работы из фарфора. Особенно стоит выделить творчество Нины Троицкой, которая внедрила в производство ныне действующего Императорского фарфорового завода новую палитру подглазурных красок. Автор знаменита своими экспериментами в области подглазурного декорирования изделий. На выставке представлены три ее работы, объединенные темой городского пейзажа.
Важная часть экспозиции – текстильный арт-объект «Белая тундра», созданный знаменитой современной художницей Еленой Ткаченко, которая недавно открыла свой дом моды в Париже. Для создания своих работ она использует «драгоценные нити». Они созданы с помощью техники плетения, для которой используются как графические, так и живописные свойства волокон. Струящиеся драгоценные нити точно подбираются между собой, соединяясь в единую многогранную цветовую гармонию.
Выставка «Мыслить в материале» проработает в Тверском императорском дворце до 29 сентября. Расписание его работы уточняйте на сайте gallery.tver.ru.
Андрей Сабынин