Все дальше от нас Великая Отечественная война, и все меньше остается людей, которые воевали, приближали своим ратным трудом Великую Победу. Но мы помним их имена и публикуем их бесценные воспоминания. Сегодня о своей жизни и ратном пути рассказывает Олег Васильевич Иванов.
Родился я в Новгородской области на станции Угловка. А вот в каком именно году, в 1920-м или в 1921-м, сказать точно не могу. Вероятно, один год «потерялся», и я на самом деле моложе на год, чем по документам. Ведь после революции документы было сложно оформлять, и мать с отцом меня почему-то не оформили. А когда детям стали давать манную крупу, а мне тоже нужна была манная кашка, посмотрели, а меня в списках нет. Мне уже год был, и меня записали как нового, чтобы кашку дали.
Отец был железнодорожником – билетным кассиром, таксировщиком, конторщиком, то есть разнопрофильным специалистом. А мама нигде не работала, по рекомендации священника, к которому обратилась, уехала на Восток, у нее не складывались отношения со свекровью. Ей пришлось в качестве операционной медсестры быть и у красных, и у белых. И у Колчака, и в Красной армии в госпиталях. Потом она поехала учиться в Москву, отец узнал, приглашал ее, но она не хотела возвращаться. Отец поехал к ней, сказал, что мать его умерла, корову зарезали, мясо стоит в подвале и тухнет. Она поехала с отцом и так и осталась. Я оказался у них сыном.
Потом вся семья переехала в Вышний Волочек, там я пошел в школу. Отец умер, а я окончил там семилетку и поехал в Ленинград поступать в железнодорожный техникум. В «Гудке» прочитал случайно объявление, а я железную дорогу любил – отец ведь был железнодорожником. И так получилось, что учился в этом техникуме семнадцать лет – обстоятельства так складывались, то война, то служба. Семнадцать лет! Причем окончил техникум круглым отличником!
…Началась война, меня призвали в армию, и я служил, как все добрые люди. Многое из того времени уже забылось. Был я командиром взвода, воевал под Ленинградом, был на Волховском фронте. Окончил Второе ленинградское стрелково-пулеметное училище, получил солдат и воевал с ними.
…Ленинград бомбили немцы, население вывозили, вплоть до того что самолетами. И нас самолетом вывезли в Алтайский край, там учился на офицера.
…Были ранения. Первое – ранили в спину. Получилось так: мы наступали, я командир взвода, у меня есть помкомвзвода старший сержант Шверов. Он был опытным, до этого уже воевал, легкораненым, а я был еще новеньким. Тут надо сказать, что солдаты во время перебежек не особенно любят вперед передвигаться – там же опаснее. Ляжет боец и лежит. А я вижу, что лежит, кричу ему: «Давай двигай вперед!» Ему деваться некуда, и он двигается вперед. И вот я так одному, второму, третьему крикну, и дело идет. И потом вдруг чувствую: на спину мне что-то упало, похоже на ветку. Ну, там пулями резало ветки, они падали. Ну, думаю, обрезало ветку, голову поднял, а тут и дерева никакого рядом нет. Но я отчетливо слышал, как по спине ветка хлопнула. Я скорчился, воздух выдохнул – с кровью. Ага, значит, меня ранило. Кричу своему ординарцу Сергею Колосову: «Пошли к командиру роты, меня ранило». И мы побежали. Тут минометный обстрел начался. Мы нырнули в воронку, потом дальше. Я до командира роты дошел, сказал, что ранен, идет кровь изо рта.
Командир роты говорит: «Сейчас на ту сторону реки лодка будет, садись – и давай в медсанбат». Так я оказался в медсанбате. Там сделали первичную обработку, операцию, стали лечить. Месяца три-четыре потом я все гулял по отпускам, а потом – снова в часть.
…Уехал на Дальний Восток к своему товарищу Мирошниченко, который приглашал меня, когда лежали вместе в госпитале. Сначала я приехал в Волочек, где жили мать с сестрой, а они куда-то уехали, потому что война там рядом была. Я их не нашел и поехал на Дальний Восток на станцию Вяземская к другу своему. У меня не было документов, только справка о ранении. И с этой справкой, без билета, зайцем, приехал на Дальний Восток. Там полтора месяца я и провел. Думал, что оттуда снова отправят на фронт. А меня в Хабаровск направили, не хотели упустить как бывшего фронтовика, ведь у меня был опыт. Так я там и остался. Меня направили в минометную роту, сделали командиром минометного взвода, замкомандира роты. Так там и служил до поры до времени.
…Некоторое время, я был в резерве. Отправили меня в отдельный полк резерва офицерского состава. Мы там ждали, куда кого отправят. Это не лучшее место было: одни офицеры, деньги у всех есть, а потому – вино, конфликты. Мне очень не нравилась такая жизнь, и как только у меня появилась возможность поехать в командировку, я с радостью согласился. Поехал на станцию Ворошилов Уссурийский, стал служить там дежурным комендантом. Служил там достаточно долго.
…То в командировку пошлют меня солдат снимать – солдат отправляли на охоту на целую зиму. А потом назад они не приезжали сами, хотя от них требовали, чтобы они вернулись. Вот я ездил и снимал их оттуда, привозил, так сказать, в часть. Солдаты жили у местных жителей и охотились на зверей. Жили по полгода, по году, а кто и больше. Они, конечно, были уже опытными охотниками, стреляли медведей, кабанов и в участок присылали, а в участке это шло как добавочный паек солдатам и офицерам. Вот я с этими солдатами-охотниками возился, назад пытался привезти. Кого привозил, а кто удирал снова. Неразбериха была с этими охотниками – они хоть и были военнообязанными, но многие как в деревне осели, так и осели. И в часть возвращаться не все хотели.
…Воевал с японцами, после войны я там еще долго был. Я демобилизовался, там жил, работал, но сейчас многое из того времени уже забылось.
…После войны я окончил в Ленинграде техникум, в котором начал учиться до войны, и меня направили на работу в Московский энергоучасток, а там распределили на станцию Кузьминка. Сначала был дежурным, потом был старшим электромехаником, выполнял функции начальника, подстанция всегда была в полном порядке. Там я жил и работал. И в 1973 году моей семье дали квартиру в Калинине. Отсюда я ездил на работу, а в 1981 году пошел на пенсию.
***
Олег Васильевич Иванов имеет военные награды, в том числе медаль «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», в настоящее время живет в Твери с дочерью.
Евгений Новиков