Российские школы с 1 сентября начнут вводить ограничения для своих учеников на использование мобильных телефонов и других гаджетов во время уроков. Пойдет ли это на пользу учебному процессу?
Соответствующие методические рекомендации для руководителей школ общими усилиями разработали Министерство просвещения РФ, Российская академия образования, Роспотребнадзор и Рособрнадзор. Рекомендации уже разосланы во все регионы страны. Ознакомиться с ними может любой желающий, скачав документ на сайте Роспотребнадзора.
Как телефон влияет на успеваемость?
Федеральные ведомства предлагают на территории школы переводить телефоны в беззвучный режим, а также ограничить их использование во время занятий. Предполагается, что дети будут сдавать гаджеты перед уроками, а после получать их обратно. Для этого администрации школ должны продумать места, где эти телефоны будут хранить. Как дети и родители смогут связаться друг с другом в случае необходимости? Этот вопрос тоже предлагается решить руководителям учебных заведений.
Главная цель новшества – профилактика здоровья школьников и повышение эффективности образовательного процесса. Авторы документа утверждают, что при создании рекомендаций был учтен международный опыт. Он показывает, что использование различных гаджетов длительное время может привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также к снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.
Ограничения на использование гаджетов на уроках поддерживают 61% учащихся и 89% родителей. Эти данные авторы инициативы получили в ходе опроса. Правда, не уточняется, как и в каких регионах это исследование проходило.
Более широкое исследование недавно проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Ограничение использования гаджетов в школе поддерживают 73% россиян. Они считают, что различные электронные устройства негативно сказываются на успеваемости школьников.
Роспотребнадзор и Российская академия образования в течение года будут проводить выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса и состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильников и других гаджетов. И если увидят, что ограничения улучшают успеваемость, то, скорее всего, сделают их обязательными для всех школ России.
Какие школы в Твери и области решатся на этот эксперимент, мы узнаем после 1 сентября. Вероятно, в большинстве школ он будет вводиться только с согласия большинства родителей. В некоторых регионах России это уже происходит. Так, в школах Чеченской Республики родители сами приняли решение ввести ограничение на использование гаджетов во время уроков для своих детей. Все электронные устройства дети сдают перед уроками в специальное хранилище, а после уроков получают обратно.
Министерство образования и науки Ингушетии предлагает родителям давать своим детям в школу обычные кнопочные телефоны. В ведомстве считают, что таким образом ребенок сможет поддерживать связь с родителями, но не будет отвлекаться на различные игры и интернет. В школах Ингушетии в течение двух лет проводятся беседы с детьми и их родителями о вреде мобильных устройств.
Испытание для психики ребенка и родителей
Но действительно ли гаджеты опасны для ребенка? Врач-психотерапевт Тверского областного клинического психоневрологического диспансера Владимир Тугов считает, что чрезмерное увлечение мобильниками затрудняет формирование нормальной речи и литературного языка. Дети не учатся налаживать общение между собой. Гаджет становится их лучшим другом.
– Человек, который все время сидит в компьютере или смартфоне, не расширяет, а ограничивает свой кругозор. Он использует только один основной канал для познания этого мира, а другие просто игнорирует, – говорит Владимир Тугов. – Посмотрите, много ли детишек сейчас играют на улице? Как правило, только малыши, а кто постарше, тот уже сидит в своем гаджете. Обратите внимание, дети и подростки в транспорте не смотрят по сторонам. Их мобильник для них интереснее, чем то, что происходит за окном.
Владимир Тугов считает, что у ребенка должно быть развивающее хобби за пределами компьютерного мира. Оно позволит ему всесторонне развиваться. По мнению специалиста, запрет на гаджеты в школе – это не ограничение, а расширение свободы. Детям откроются каналы познания мира, которые они раньше игнорировали.
Кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой музыкального образования института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета Владимир Анисимов уверен, что предложенные государством ограничения принесут не пользу, а только вред.
– Это проблема не детей, а системы образования. Увы, многие
учителя не умеют заинтересовать своим предметом учеников. Они ведут занятия формально. Я считаю, что педагогам нужно освоить систему использования гаджетов для ведения учебного процесса. И делать это увлеченно, интересно, и тогда не нужно будет вводить никаких запретов, – уверен Владимир Анисимов. – На моих занятиях студенты активно используют мобильники, ища в них ту информацию, которая им нужна, чтобы освоить предмет. Я уверен, что такой подход можно и нужно использовать в школах, начиная с первого класса.
По мнению Владимира Анисимова, правильно не вводить очередные запреты, а помогать педагогам повышать педагогическое мастерство и идти в ногу со временем. Эксперт считает, что организация игрового пространства для детей во время перемен – это тоже одна из важных задач для педагогов. Дети легко включатся в игровой процесс, если он будет им интересен.
Опытный психолог, ведущий сотрудник центра семейной культуры «Жемчужина» Саид Валиев согласен с тем, что проблема зависимости детей от гаджетов остро стоит в современном мире. Для решения этого вопроса он предлагает нестандартный подход:
– Думаю, вопрос еще глубже, чем он видится на поверхности. Дети теряют возможность управлять своим вниманием, теряют концентрацию. А эффект клипового мышления набирает массовость. С этим точно надо что-то делать. Но будет ли успешно просто запрещение телефонов в школе? Любой запрет будет воспринят детьми как еще одно досадное ограничение взрослого мира. Да и производители, уверен, придумают лазейку, позволяющую обойти этот запрет законно. Только это будет дороже для родителей. И вряд ли на пользу детям.
Эксперт предлагает перестроить учебный процесс: внести элемент игры в методологию уроков, учить детей управлять своим вниманием, рассуждать не шаблонно, а интересно и последовательно, увлеченно искать ответы на вопросы, которые таят в себе школьные дисциплины.
– Если так организовать учебный процесс, то дети увидят свои гаджеты не как что-то отдельное от учебы, а как то, чем можно управлять, – говорит Саид Валиев. – Школьники сами поймут, что в некоторых случаях телефоны – это помеха для творческого поиска, и могут согласиться на предложение учителя сдать их перед началом занятий. Ведь главная задача взрослых заключается не в ведении очередных запретов, а в создании такого образовательного процесса, который поможет нашим детям, когда они вырастут, стать успешными и счастливыми людьми.
Сейчас предложение Министерства просвещения РФ и других ведомств – это только рекомендации. Каждая школа вправе оставить все по-прежнему или воплотить идею ограничения гаджетов на уроках в жизнь по-своему. Каким путем пойдут школы Твери и области, мы узнаем в наступающем учебном году.
Михаил Андреев