В Твери побывал Игорь Носов – внук детского писателя Николая Носова, автора книг о Незнайке.
Игорь Носов также пишет для детей. На встрече с тверскими читателями он рассказал о своем знаменитом деде и о самом известном литературном персонаже его произведений – Незнайке, а также о том, как сам стал писателем и откуда черпает материал для своих книг.
Истории про Незнайку – серьезное чтение
– История создания книг о Незнайке достаточно проста. Николай Носов много читал, переосмысливал. Читал, в частности, книгу о Гулливере. И ему хотелось написать такую книгу, в которой о серьезных вещах также говорилось бы завуалированно. Писать прямо о многих важных проблемах в то время было не безопасно. Требовалось найти такую форму изложения, которая позволила бы рассуждать о серьезном не прямо, а иносказательно.
Вот дед и взял в качестве своих персонажей выдуманных им коротышек, чтобы, как баснописцы Крылов и Эзоп, сказать о чем-то серьезном и важном устами сказочных персонажей.
Сказка «Незнайка на Луне» в то время, когда она вышла, воспринималась как сказка о загранице. А сегодня ее можно воспринимать как повествование о нашей жизни.
«Незнайка на Луне» – это отражение жизни. Автор пишет в ней о крысах, драках, голоде – словом, о том, что есть в реальной жизни. Серьезные сказки писал Николай Носов! Но в книге много и того, что представлялось тогда фантастическим, но потом осуществилось в действительности.
У Незнайки даже что-то наподобие пылесоса есть, хотя в то время, когда книга была написана, мало кто в нашей стране знал о таком бытовом приборе. В книге много всяких новшеств, но сила ее не в популяризации технических достижений. Сила в том, что автор сумел показать многообразие жизни. У Николая Носова все понятно. Он прост, ясен и во многом строг. Это важно для детей.
Есть за что хвалить Незнайку. Но книги о нем – вполне серьезная вещь. Я знаю одну даму лет тридцати пяти, она постоянно читает и перечитывает книгу о Незнайке.
«Хотелось защитить Незнайку»
– Я много лет занимался журналистикой, никогда не думал, что буду писателем. Человек изначально кем угодно хочет быть (летчиком, пожарным), но не писателем.
Когда я вырос, почувствовал, что Незнайке «угрожают». Это товарный знак, есть даже вино с таким названием. Я столкнулся с теми, кто хотел продолжать истории про Незнайку. Но почему это будет делать кто-то, а не я, кто ближе других к автору книг о нем?
Беззаконие в 1990-е годы распространилось и на книги. И то, что я взялся писать новые истории о приключениях Незнайки, можно считать попыткой защитить Незнайку. Сначала были рассказы о моем сыне. Почти все они сложились из наблюдений за жизнью сына и его товарищей.
И лишь потом я стал писать о приключениях Незнайки. Мне хотелось сделать интересным и увлекательным продолжение историй о нем. Вот так получилось, что я оказался замешанным в новых историях о похождениях этого известного персонажа.
Мои сказки – попытка продолжить то, что сделал дед. У Незнайки появилась возможность жить в другом времени, более близком и понятном нам.
При всем том я хотел Незнайку сохранить таким, какой он был. Незнайка – это руководитель. А еще он «молоток». Им нужно забивать гвозди. Как нужен молоток, когда мы забиваем гвозди, так и такой персонаж необходим, чтобы дети чему-то хорошему учились у него!
О книгах для детей
– Я давал читать своим детям то, что любил сам (Стивенсона, Конан Дойла, Скотта). 11-летний сын читает все подряд: «12 стульев», про похождения Швейка, другую классику.
Чтобы написать «Незнайку на Луне», надо было многое знать, учиться в царской гимназии, потом в институте, изучать и знать, как летают ракеты. В общем, нужно долго и многому учиться. А современные писатели пишут очень быстро.
Не могу посоветовать родителям, что им почитать из современных авторов. Я многих нынешних писателей не читаю.
Вот книги о Гарри Поттере – я их не читал, поэтому ничего о них не могу сказать. Не умею говорить неправду.
Можно много ненужной шелухи привнести в литературу. Есть такой жанр фэнтези. Наверное, он нужен, кому-то нравится. Но меня пугает вымышленный мир – всякие чудовищные и диковинные животные, другие непонятные и загадочные существа, которых в реальности нет. Зачем человеку эта информация?
20 лет не читал «Маленького принца» и вот перечитал в третий раз. Там много ненужной информации: например, названия планет. Это лишнее, отвлеченное. Я сторонник того, чтобы литература, искусство были как можно проще. Вот «Черный квадрат» Малевича – это гениально, замечательно.
Был в Барселоне на выставке не совсем обычных картин. Картины – безобразные! Смотревший со взрослыми экспозицию ребенок куда с большим интересом рассматривал пожарный кран в зале. Это, по-моему, было «самое лучшее произведение» там.
Я за то, чтобы все было просто. Как, например, рассказы Николая Носова, написанные им в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Многие писатели пробовали подстраиваться под стиль Николая Носова. Но этого добиться не так легко.
Однажды мне попалась в руки книга для детей о Древнем Риме. Прочитал – и стало обидно, что детям рассказывают о серьезных фактах истории на таком низкопробном материале.
Писательство – сложная штука. Многие написали много такого, что лучше бы этого не было совсем. Сейчас много чего издается. Но должна быть моральная цензура. Нужен переход количества в качество.
Хорошая литература – это всегда учеба, на мой взгляд. Любая художественная литература нравоучительна. Если мы читаем Толстого, то мы и учимся у него.
О компьютерах и воспитании детей
– Многие молодые люди рассуждают: зачем читать книжки, когда все есть в компьютере? Современный молодой человек, когда ему нужно что-то узнать, не додумается взять в руки словарь – он лезет исключительно в компьютер. Человек в нынешнем мире зачастую и живет в компьютере. Это довольно опасная тенденция.
Считаю себя отсталым человеком. Могу писать электронные письма, заказать что-то по интернету – не более того. Мои дети знают больше. Это хорошо. Но меня беспокоит их долгое сидение за компьютером.
Мы сами виноваты, что дети стали такими. Постоянное просиживание за компьютером сродни запущенной болезни. Ребенку надо объяснить, что он многое теряет из-за этого. У нас в семье бывают порой трения. Дети читают только в постели, перед сном. Как сын, например, час-полтора чтения каждый вечер. Но не днем.
Если взрослые не читают, то и дети вряд ли потянутся к книге. Если отец будет стакан водки «от стресса» по вечерам выпивать, то своему сыну он потом не объяснит, что пить – это вредно и губительно для организма.
Часто сидеть за компьютером вредно. Надо больше двигаться.
«Почему не поиграешь в футбол, у тебя живот вырастет», – говорю ребенку. Он отвечает: «А почему у тебя самого живот?» Прежде чем что-то требовать, родители сами должны подавать пример должного поведения.
Наша жизнь изменилась. Меняется «технологическая обертка» современного нам мира. Но проблемы остались те же. И дети такие же, что и прежде. Они ведут себя так же, как их предшественники: дружат или не дружат, влюбляются – не влюбляются, радуются или огорчаются…
Мы живем в агрессивном мире. Много плохих людей. Надо многое менять в жизни. Следует научиться отказываться от всего несущественного. Важно помнить и соблюдать постулаты из Библии. Там все сказано. Не делай другим того, чего не желаешь себе.
Пойдут ли дети по стопам отца?
Корреспондент «Каравана» задал писателю вопрос: «Нет ли желания у кого-то из его детей тоже стать писателем?» Игорь Носов почти уверен, что этого не случится.
– Вот раньше да, было «цеховое» воспитание: кем был отец, тем как минимум и сыновья старались стать. Сейчас все по-другому. Наши дети, став взрослыми, занимаются чем-то другим, но не нашей работой. А будучи детьми, они даже не знают толком да и не стараются вникнуть, чем занимаются их родители. Наивно и неправильно настаивать, чтобы дети непременно делали то, что делают их родители.
Конечно, «голос отца» или те самые родительские гены нельзя совсем сбрасывать со счетов. Но не нужно заставлять детей делать исключительно то, что делаем мы. Я, например, любил баскетбол и очень хотел, чтобы мой сын им серьезно увлекся. Сын им занимался, но стать непременно баскетболистом не собирался и не захотел. Дети обычно делают совсем не то, что хотят от них взрослые.
Александр Арсенов