Прошлая неделя была неделей осмысления итогов выборов 8 сентября. Осмысляли их кто как: кто рапортовал об очередных победах «Единой России», кто громил штабы несистемной оппозиции в регионах.
Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что на сентябрьских выборах «Единая Россия» «всех жахнула». В 16 регионах, где проходили губернаторские выборы, в этот раз победили исключительно действующие губернаторы и назначенные президентом врио. В отличие от прошлого года, когда несколько кандидатов от власти проиграли, особенно тщательным был подход к спарринг-партнерам баллотирующихся губернаторов: ни одного сильного политика к регистрации не допустили. В Санкт-Петербурге режиссер Владимир Бортко, кандидат на пост мэра города от КПРФ, мог бы консолидировать недовольных малопопулярным кандидатом от власти Александром Бегловым. Но он резко снял свою кандидатуру, видимо, не желая терпеть унижения подтасовок во время выборов.
Одноразовые губернаторы
Новых губернаторов-назначенцев называют «одноразовыми». Это технократы-управленцы, которых перед назначением чаще всего ничего не связывает с регионом и которые, скорее всего, не собираются быть связанными с ним после отставки. По идее пост губернатора должен стать для таких людей трамплином в федеральную власть. Игорь Руденя, губернатор Тверской области, во всяком случае, думал именно так. И не секрет, что все время пребывания у власти он сидит на чемоданах, ожидая хорошего поста в федеральных министерствах.
Накануне выборов 8 сентября казалось, что вот-вот все срастется и должность руководителя Федерального агентства лесного хозяйства уже почти его. С июля 2019 года Рослесхозом руководит временно исполняющий обязанности Михаил Клинов. Ан нет. На прошлой неделе прошел слух, что на это место назначат бывшего губернатора Ярославской области Сергея Ястребова, в настоящий момент трудящегося заместителем министра в министерстве природных ресурсов. Неужели Игорь Руденя опять пролетел мимо назначения? Наши источники в правительстве Тверской области косвенно подтверждают эту информацию – губернатор выглядит очень раздраженным и недовольным.
Хотя сейчас убирать Руденю из региона рановато. Год выборов губернатора, Законодательного Собрания Тверской области и Госдумы – 2021-й. Пока что все прогнозирующие развитие региональной политики сходятся к мысли, что логично будет разнести выборы в ЗС и Госдуму с выборами губернатора, дабы не проецировать на парламентские выборы губернаторский негатив, избрать губернатора Тверской области в 2020 году. По логике какого-нибудь вменяемого исполняющего обязанности губернатора нам должны прислать зимой-весной. Чтобы не успел обрасти этим самым негативом. После четырех неудачных губернаторов (самый удачный был Дмитрий Зеленин, да и тот не без греха) странно было бы надеяться, что к власти в Тверской области вдруг придет человек, любящий нашу область и желающий ее развития. Но впрочем, а вдруг?
«Холопы, знайте свое место»
Гадание на скорый уход губернатора и на кандидатуру его преемника – любимый вид тверской кухонной аналитики. То, что это случится, абсолютно точно. Но при каких обстоятельствах? Мы, местные кухонные аналитики, уже были посрамлены назначением в регион Игоря Рудени. Говорят, даже Владимир Абдуалиевич Васильев, который был в центре интриги по снятию предыдущего губернатора Андрея Шевелева, тогда бросился выяснять, кто это такой.
Вот местные депутаты – они уже тут, благополучно избраны. Кстати, 12 сентября всех новоизбранных депутатов торжественно пригласили на встречу с губернатором Тверской области Игорем Руденей в ДК «Металлист» в Твери. Некоторые ехали пять часов, например представители Торопецкого районного собрания. Всем казался важным контакт местного самоуправления с региональной властью. Наивные депутаты из глубинки думали, что им удастся задать губернатору насущные для жителей их округов вопросы: строительство мусорных полигонов, состояние дорог, качество питьевой воды, проблемы закрытия школ, так и не пришедший в районы газ…
Губернатор Игорь Руденя опоздал минут на сорок. Эта манера опаздывать, вероятно, была скопирована у президента Путина, тот тоже любит заставлять себя ждать даже тех, кто привык к сверхпунктуальности, например английскую королеву. Точность – вежливость королей, и понятно, что наши руководители не монархи (что, в общем, хорошо). Однако извиняться за опоздание не мешало бы. Ждали губернатора не только приехавшие со всех городов и весей депутаты, председатель Законодательного Собрания Сергей Голубев и руководитель Облизбиркома Валентина Дронова тоже томились в ожидании.
Приехав, Игорь Руденя произнес небольшую речь, призвал всех собравшихся, в том числе критиков власти, к консолидации для реализации на территории Тверской области нацпроектов и тут же уехал. Последовало исполнение гимна России, и депутатам предложили расходиться. Ни чаепития, ни неформального общения не предполагалось. Вдруг депутаты из разных районов познакомятся и начнут совместно решать свои проблемы? «Нам, как холопам, показали на наше место», – признавались новоиспеченные народные избранники.
Ни у кого нет контрольного пакета
Сейчас бы региональному руководству наладить контакт с теми, кто пришел в районные собрания. Ибо грядет сложный процесс утверждения глав. Новые депутаты считают, что из их местной районной и городской власти можно вытряхнуть старую грязь, как из половика. Другие, уже бывалые депутаты и главы, наоборот, начинают переплетаться как черви на грядке и рождать для местной власти новые химеры. Конечно, если губернатор Руденя планирует уехать послезавтра, то ему на это наплевать. Но если придется задержаться на полгода, то можно получить неприятности.
Например, Кимры. После десятилетий под властью Максима Литвинова там никто не имеет контрольного пакета – в местную думу прошло рекордное количество кандидатов от «Справедливой России» (сиречь от местного бизнеса), аж семь человек. Эти депутаты консолидируются с КПРФ. Девять депутатов-единороссов, но они далеко не едины. У директора компании «Никс» Дмитрия Кривчикова свои интересы, у Владимира Шпагина – свои. Кстати, в прошлом номере мы написали, что Шпагин – друг Литвинова, но оказалось, наши сведения устарели, за неделю до выборов Литвинов его ударил.
Мутить воду в Кимрах перед выборами пытался глава Оленинского района Олег Дубов, бывший перестроечный журналист из этого города. Он начал изображать из себя «особу, приближенную к императору», то есть личного эмиссара губернатора Игоря Рудени и сенатора Андрея Епишина. Но вряд ли Олегу Игоревичу светит должность главы Кимр. Губернатор, прибыв в Кимры за день до выборов, так много наобещал кимрякам, что для реализации этих обещаний (если кто-то их собирается реализовывать) потребуется более эффективный менеджер. Построить две школы, больницу, новую пристань, возродить Савеловский машиностроительный завод…
Теперь получается, что Игорь Руденя взял на себя ответственность за Кимры. Новый кризис при утверждении главы этого города ему ни к чему. Туда уже пробовали послать от «Единой России» депутата Тверской городской думы Сергея Аксенова, и закончилось это провалом. У депутатов Кимрской гордумы уже есть идеи о том, кто мог бы возглавить город. Проблема в том, что половина комиссии по выдвижению кандидатур на пост главы – от областной власти. Но, если кандидатура будет достаточно адекватная, областной власти придется уступить.
А во Ржеве уже два человека заявили о том, что претендуют на пост главы города. Это депутат Законодательного Собрания Тверской области от КПРФ Артем Гончаров и новоизбранный депутат ржевская журналистка Екатерина Дунцова. Там тоже ни у кого нет абсолютного доверия, и здоровым силам придется блокироваться. Конечно, есть вероятность, что будет задействован привычный рычаг влияния на депутатов – подкуп. Но для Ржева это обернется большой бедой, войной элит. Напомним, что подкуп депутатов в свое время сильно повлиял на Тверскую городскую думу – именно из-за него она утратила свой авторитет.
Голосование будущего
Хоть от «Единой России» в Тверской области в этот выборный цикл в местные депутатские собрания прошло 189 депутатов (62 депутата шли самовыдвиженцами, 19 – от КПРФ, 8 – от ЛДПР, 7 – от СР), безоблачной для партии власти является ситуация только в Лихославльском районе, где глава Виноградова решила побить рекорды Чечни по лояльности.
И это в Тверской области еще не была апробирована тактика выдвижения одного сильного кандидата от оппозиции. такая тактика применялась в Москве и это повлияло на то, что «Единая Россия» потерпела серьезное поражение на выборах в Мосгордуму. Хорошо сработала она и в других регионах. Суть ее в том, что 30% избирателей всегда голосуют за начальство, а остальные – всегда против начальства. Если консолидировать голоса тех, кто против, будет 70 на 30. Но как сделать так, чтобы многочисленные кандидаты не растащили эти 70% голосов? Для этого нужно разделить округа между кандидатами от оппозиции, пусть даже такой, как КПРФ, СР, «Яблоко». Выявить на округе наиболее проходного кандидата не от «Единой России» и объяснить избирателям, почему надо голосовать именно за него..
Теперь задача власти – придумать, как противостоять этой методике. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин предлагает сократить партийные списки. Но на выборах в Мосгордуму вообще не было партийных списков, и тем не менее «самомедвеженцев» сразу распознавали! Сколько ни размывай политические контуры, народ начинает разбираться, кто чей. Феномен этих выборов – соцсети, дошедшие до глубинки. Когда ролики Марины Беловой жители сел и деревень в Торжокском районе распространяли через «Одноклассников», маскировка не срабатывает. Всем становится все ясно.
Мы живем в удивительные времена. Но, как и все современники, сможем оценить их удивительность не сразу. Однако фиксировать момент необходимо. Следите за нашими публикациями, мы пишем для вас политическую историю Тверской области.
Мария Орлова