На месте, где когда-то находилось старинное село, частично затопленное и расселенное в связи со строительством Иваньковского водохранилища, каждый год проводятся встречи потомков тех, кто когда-то здесь жил.
По проекту или по воле Бога?
Проходя вдоль левого берега Волги чуть ниже впадения в нее Шоши, можно увидеть стоящий примерно в метре от воды деревянный крест. К кресту прикреплена табличка с надписью, которая как бы зовет остановиться, постоять, окунуться в глубь столетий, представить перед глазами тихую и размеренную жизнь, которая текла когда-то на этом месте: «Путник, оглянись! Здесь 400 лет стояло село Борки (первое упоминание в 1540 году) и жили наши предки. А на сем месте в 1745 году был построен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Этот крест установлен 21.09.2012 в память о разрушенной церкви, переселенном селе Борки и его жителях с надеждой на возрождение».
С географической карты село Борки Корчевского уезда (сегодня это территория Конаковского района) исчезло в 1936 году после затопления водой Московского моря, разделив таким образом участь самого уездного города и еще нескольких десятков сел и деревень. Единственное, что от него осталось, это обломки фундамента и искореженные части ограды храма, рядом с которым то ли по проекту, то ли по воле Всевышнего прошла граница затопления. Церковь простояла еще несколько лет и была разобрана на кирпичи уже после Великой Отечественной войны. Жителей Борков переселяли в соседние Новое (ныне – Свердлово), Осиновку, Загорье. Их внуки и правнуки, большинство из которых сегодня живут в Твери, Москве или Санкт-Петербурге, теперь приезжают сюда в августе или сентябре, чтобы встретиться, поделиться собственными воспоминаниями, рассказами, услышанными от родителей, бабушек и дедов, семейными фотографиями, какими-то любопытными фактами, почерпнутыми из книг или архивов.
Впрочем, на этих встречах бывают не только те, чьи корни ведут в Борки, но и люди, так или иначе связанные с историей этих мест или просто интересующиеся прошлым и настоящим своей страны. Автор этих строк был здесь дважды – в 2017 году и нынче. Оба раза по приглашению Алексея Крючкова, инициатора ежегодных «борковских» встреч.
История по крупицам
«Когда умерла моя бабушка Черная (Кочешкова, Грибанова) Александра Сергеевна, то тетя подарила мне много ее старых фотографий, половину людей на которых я не знал. Мне это было досадно, и я начал опрашивать родственников, сопоставлять фотографии… и так увлекся генеалогией. В ходе поисков я стал обладателем записей воспоминаний уже ушедших людей, и какие-то из этих фактов были в чем-то уникальны, их знал только я, но они могли быть интересны не только лично мне и моим родственникам, но и другим потомкам выходцев из этих мест и краеведам». Алексей Крючков. Человек, энергии которого можно позавидовать в хорошем смысле этого слова. Живет в Удомле. Предприниматель – руководит созданным им самим туристическим бюро «Одиссей». Общественник. Краевед. Когда-то активно занимался политикой. Путешественник – раньше увлекался велотуризмом, теперь предпочитает автомобиль. Да просто интересный и располагающий к себе собеседник.
Строки, приведенные в начале абзаца, – авторское вступление Крючкова к циклу очерков о Борках, опубликованных на его сайте. Ответ на возможный вопрос, чем могло заинтересовать этого человека покоящееся под водами водохранилища село. От древнейших времен и до наших дней, с подробнейшими характеристиками местности, тесно переплетенными между собой родословными жителей, он восстанавливает по крупицам историю родного края. И, глядя на облизывающие прибрежные камни волны, на пустынную болотистую низину, вдруг представляешь этот неподвластный годам сельский быт. Где люди пасут скотину, ловят рыбу, устраивают шумные праздничные гулянья и под колокольный звон идут на службу в храм.
Началось с того, что несколько лет назад Крючков написал в интернете, что ищет жителей села Борки или их потомков. Можно ли было тогда верить в успех? Разве что – верить. Но отклики появились: сначала один, потом еще. Списались, договорились встретиться. Так в 2010 году состоялась его первая поездка на Волгу. А через два года, 21 сентября – в день, когда отмечается Рождество Пресвятой Богородицы, – стараниями единомышленников на месте храма появился крест с памятной надписью.
Время лечит
В том месте, где стояли Борки, великая русская река делает крутую излучину, и село было как бы окружено с трех сторон водой. Жителей поблизости нет, если не считать фермера Михаила Мальцева со своим хозяйством.
На схеме, составленной Алексеем Крючковым по воспоминаниям местных жителей, видно, что затопленными оказались главная улица Борков – Ивановская – и заливной луг, на котором выращивали капусту. Село было достаточно крупным: здесь было более шестидесяти домов, школа, детский сад. Там же отмечены дома, их владельцы и куда кто потом переехал из Борков.
Откуда произошло название, версий немного. Вероятнее всего, от расположенного поблизости бора из длинных и ровных, как стержень, корабельных сосен. Посреди бора есть холмы, которые здесь называли Бараньими горами. Предположительно, это дюны, образовавшиеся в результате песчаных наносов. Растительность на них небогатая: черника, брусника да олений мох, устилающий сплошным ковром склоны Бараньих гор.
Два года назад Серафима Репкина, одна из тех, кто еще застал село и видел, как оно уходило под воду, во время встречи вспоминала, как ребенком каталась с этих гор. Встречи борковцев на берегу Волги чем-то напоминают привал туристов после прохождения маршрута: костер, чаепитие, разговоры. Любопытно, что в ходе этих бесед никто не поминает недобрым словом политику первой половины XX века. Ведь сколько таких несчастных сел и деревень было принесено в жертву ради чьих-то амбиций? А каково это – навсегда покидать родные края без какой-либо перспективы их даже увидеть? Может, раны душевные давно затянулись временем, а может, сама атмосфера встречи не располагает к каким-то негативным настроениям. Тем более что прошлое, как известно, все равно не изменить, говори о нем или не говори. Поэтому если здесь и говорят об истории, то лишь как о свершившихся фактах.
Мысленно возвращаясь в те далекие годы, Серафима Репкина рассказывала, как в их доме жили девчата 18–20 лет, которых присылали сюда во время войны рубить лес, который затем сплавляли по Волге – чуть в стороне находился лесозаготовительный участок. А еще она несколько раз упоминала об одном фрагменте из биографии Алексея Рожкова, друга своего деда Петра Репкина: тот до революции какое-то время работал на Путиловском заводе вместе с будущим всесоюзным старостой Михаилом Калининым.
Оживают часы истории
В этот раз было полтора десятка человек. Благодаря Всемирной паутине удается находить новых потомков борковцев. Евгений Баклагин, юрист из Петербурга, приехал в Борки вместе с супругой. Здесь в 1863 году в семье Семена и Наталии Разломовых родилась его прапрабабушка Мария Семеновна, которая, выйдя замуж, уехала вместе с мужем Константином Козловым в расположенное на противоположном берегу Городище. Евгений показывает несколько выгоревших от времени старых фотографий. На одной из них – та самая церковь в Борках.
Тишину прохладного сентябрьского дня время от времени нарушают звуки моторов рассекающих по Волге катеров. Правда, последняя встреча была изрядно подпорчена увиденным пейзажем. Лесок, который стоял на берегу, был полностью выпилен, и по всему берегу валялись неубранные березовые стволы. У фермера Михаила Мальцева возникла идея – поставить на этом месте часовню, и он попросил своего рабочего немного расчистить заросли. Рабочий, судя по всему, перестарался. Место стало более продуваемым, однако, по мнению Алексея Крючкова, есть в этом и плюс: территория бывшего села теперь лучше просматривается со всех сторон. И холмик, где стояла церковь, теперь тоже более заметен.
Есть ли смысл горевать о лесе, если уже безвозвратно потеряно село? А лес новый вырастет, ведь природа возьмет свое.
Тем более менее теплой и душевной эта последняя встреча в Борках не стала. Собравшиеся, как и прежде, делились воспоминаниями, планами, радовались возможности увидеться друг с другом. Часы истории здесь остановились почти век назад, но оживают благодаря энтузиазму людей, по-настоящему привязанных к земле предков.
Михаил Летуев