Премьера в стиле фантастического реализма. Фееричный спектакль-аттракцион на сцене тверского драмтеатра

01.10.2019, 17:41

В театре драмы отгремела первая в этом сезоне премьера. Московский режиссер Михаил Борисов поставил «Свадьбу Кречинского» – красочный, фееричный спектакль-аттракцион в стиле фантастического реализма.

Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии правительства РФ в области культуры заведующий кафедрой режиссуры московского Театрального института им. Б. Щукина Михаил Борисов считает Александра Васильевича Сухово-Кобылина последователем Гоголя и предтечей Булгакова, человеком инфернального жизненного пути и мышления.

Сухово-Кобылин – член богатой дворянской семьи, русский философ, драматург XIX–XX веков, переводчик, почетный академик петербургской Академии наук. Он один из самых мистических русских авторов, преуспевший как в гуманитарных, так и в точных науках.

«Свадьба Кречинского» – первая и самая известная пьеса автора. Он написал ее в тюрьме. Сухово-Кобылин дважды арестовывался, семь лет находился под следствием и судом по делу убийства его любовницы француженки Луизы Симон-Деманш. Он жил с ней в России гражданским браком, находился от нее в физической зависимости, но интеллектуально был с ней не совместим.

В итоге следствие оправдало Сухово-Кобылина, но до сих пор доподлинно неизвестно, причастен ли писатель к смерти своей любимой женщины.

Пьеса «Свадьба Кречинского» в 1856 году была поставлена на сцене Малого театра и вскоре стала одной из самых репертуарных пьес театров того времени. Она также ставилась во Франции и Румынии. В основу пьесы положен ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера.

Михаил Кречинский – московский авантюрист, игрок и сердцеед. Герой весь в долгах. Страстность, жизненный азарт, широта натуры, проявляющиеся как за карточным столом, так и в отношениях с дамами, становятся причиной его банкротства. Он хочет выгодно жениться, чтобы решить все свои финансовые проблемы и исполнить главную мечту – выиграть в карты
2 млн рублей. В то время это неслыханное состояние.

Михаил Борисов превратил историю про Михаила Кречинского в красочное, фееричное и даже мистическое зрелище, наполненное интересными деталями.

В постановке использованы такие сценографические приемы, как гротеск, экспрессионизм, бурлеск, которые создают спектакль-аттракцион в стиле фантастического реализма. Этот метод придумал режиссер Евгений Вахтангов.

– Он был учеником Константина Станиславского, который вместе с Владимиром Немировичем-Данченко строил театр на принципах сценического реализма. Известный факт, что в Московском художественном общедоступном театре были шок и обмороки, оттого что игра актеров была слишком натуральной, – рассказывал накануне премьеры на встрече проекта «Pro театр» Михаил Борисов. – На рубеже веков появился запрос на новый театр и появился  мистический театр Всеволода Мейерхольда. Он принес в это искусство бурную фантазию, которая увеличила пропасть между тем, что человек говорит, как думает, и тем, как поступает. Евгений Вахтангов создал театр фантастического реализма, соединил то, что казалось несочетаемым: глубинное проживание Станиславского и очень яркую форму Мейерхольда.

В спектакле «Свадьба Кречинского» есть доля мистики, которая отсылает к судьбе самого Сухово-Кобылина. Во время постановки ярко проявляются пороки самого Михаила Кречинского и его свиты. Человек широкой натуры и больших талантов обуреваем страстями. Вся его жизнь – большой аттракцион, и каждого человека он умело вписывает в свою картину действий. Но можно ли обмануть судьбу, если за яркой упаковкой душевная пустота? Противоречивую натуру Михаила Кречинского великолепно раскрывает актер театра драмы Тарас Кузьмин.

Особая роль в спектакле уделена сценическому движению. Ученик Михаила Борисова режиссер по пластике Джон Шенгелия выстроил с актерами мизансцены. Каждый шаг исполнителей, каждый жест доведены до совершенства. Каждое движение несет свой смысл. В спектакле нет ничего случайного. 

В спектакле заняты актеры театра драмы: заслуженные артисты России Залим Мирзоев, Андрей Журавлев, Валентина Мартьянова, артисты Никита Березкин, Сергей Бескакотов и другие. Отметим, что Сергей Бескакотов, который уже несколько лет служит театру драмы, ученик Михаила Борисова.

В «Свадьбе Кречинского» играют многие приглашенные тверские и московские ученики мастера. Артисты Кристина Потапова и Илья Быков. Артистка Аманда Кварацхелия, окончившая Театральный институт им. Щукина в 2018 году, исполнила в спектакле главную женскую роль – невесты Лидочки. Аманда принята в труппу драмтеатра в феврале 2019 года.

Отметим также игру в «Свадьбе Кречинского» заслуженного артиста Сергея Коноплева, который исполнил роль отца невесты – зажиточного помещика Петра Муромского. Сергей Коноплев – приглашенный артист, который также играет в спектакле драмы «Лайк Лайк Лайк».

Яркую роль маленького и одержимого страстью к деньгам Расплюева исполнил московский артист Олег Хрычев.

«Свадьба Кречинского» – яркий многогранный спектакль, созданный в новой для тверского театрального мира манере. Возможно, не все сразу примут методы режиссера Михаила Борисова, но он однозначно обогатил наш театр, поднял планку создания спектаклей на новый уровень.

Художник-постановщик – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян. Художник по костюмам София Зограбян. Спецэффекты создал заведующий осветительным цехом драмы Александр Галенчиков. Художник по свету – Сергей Солошенко. За музыкальное оформление отвечает заведующая музыкальной частью драмтеатра Иоланта Мельникова. Уверен, что такое сотрудничество пойдет на пользу Тверскому театру драмы.

Главное, что спектакль пробудил искренний зрительский интерес. Кто-то от него в восторге, а кто-то считает «Свадьбу Кречинского» нарочито яркой постановкой, в которой форма порой отвлекает от содержания. Главное, что постановка не оставляет никого равнодушным. Посмотреть в следующий раз премьеру «Свадьба Кречинского» можно будет 5, 20 и 31 октября.

Андрей Сабынин

69 0
Лента новостей
Прокрутить вверх